Отделка углов из вагонки


Как правильно стыковать вагонку в углах стен

Не станем в этой статье, рассказывать, что такое вагонка, надо полагать что это вам, и так, прекрасно известно. Для малосведущих, в двух словах, можно сказать так: это мелкая доска из натурального дерева, предназначенная для различных видов отделки и собирающаяся на поверхности в специальный замок.

Процесс монтажа вкратце не обсказать, ниже разберём лишь некоторую его часть, а именно как правильно состыковать вагонку в углах…

Содержание

  • 1 Подготовительный процесс
  • 2 Процесс обшивки вагонкой в углах

Подготовительный процесс

  1. В первую очередь нужно позаботиться о качестве основания, на которое будет производиться крепление досточек. То есть, все пояса обрешётки, на каждой из стен, должны образовывать общий уровень, чтобы обеспечивать плоскостность крепящейся на них дощечки. Не нужно частить и редить с брусками при монтаже, между поясами должно быть около 35-40 см.
  2. Следующим пунктом, обеспечивающим качественный результат, является сама вагонка, а точнее её состояние. Ни в коем случае не пытайтесь экономить при выборе материалов, иначе эйфория от экономии, в скором времени улетучится, оставив только горькое разочарование. Доска должна быть сухая (рекомендуемая влажность 16%), прямая и качественная (без выпавших сучков, задир, трещин).
  3. Заранее просчитайте и приобретите накладной уголок для обналичивания внешних углов, и галтели и плинтус для внутренних углов сопряжённых поверхностей.
  4. Качество крепёжных элементов, так называемых кляймеров, очередная составляющая успеха в этом нелёгком деле. Следует приобретать оцинкованный, жёсткий кляймер который обеспечит прочное удержание доски на протяжении всей эксплуатации обшивки. Жёсткая фиксация крайне необходима для данного вида покрытия, для предотвращения выкручивания планок при агрессивных воздействиях.
  5. При обшивке фасадов лучше использовать не чёрные, закалённые саморезы, у которых срезает шляпу, а их жёлтых не калёных собратьев, пусть и мягких, но более надёжные. Не забудьте про финишные гвоздики для крепления декора. Повторяясь, можно сказать, что вся крепёжная арматура должна быть качественной и соответствующей.
  6. Не помешают и жидкие гвозди.
  7. Стоит запастись антисептиками и антипиренами для защиты древесины, также не мешает позаботиться об окончательном виде вашего изделия, для этого необходима морилка и лакокрасочные покрытия.

Процесс обшивки вагонкой в углах

  • установив первую планку вагонки по уровню, крепим сторону, прилегающую к углу в «шип», с помощью саморезов, шуруповёрта и длинной биты;
  • затем, крепим вторую сторону планки, в «паз», с помощью тех же жёлтых, мелких саморезов и жёстких кляймеров. Если используете гвозди, то во избежание повреждения наружных кромок вагонки, в довершение надставьте на шляпку гвоздя что-нибудь, те же плоскогубцы, например;
  • установив планку по этой стене, приступаем к устройству угла. Прилегающую стену начинаем абсолютно зеркальным образом, с крепления первой планки, по уровню, и в «шип», в «паз» крепим также с помощью кляймера и шурупа, по всей обрешётке;
  • в окончание обрамляем угол с помощью галтели, по необходимости запиливая её на «ус», если обналичиваем несколько углов одновременно, не забывая при этом учитывать и плинтуса. Галтель штука тонкая, и чтоб гвозди не расщепили, её нужно обязательно просверлить гвоздиком без шляпки, вставленным в шуруповёрт, дополнительно или в качестве альтернативы можно сажать на жидкие гвозди.

Вот так можно вкратце обустроить хоть внутренний, хоть и наружный угол. Одно понятно, что работа эта кропотливая и ответственная, поэтому не стоит пренебрегать даже в мелочах.

amstafkomanda.ru

Обшивка стены вагонкой

Здесь мы вам расскажем и покажем как обшить вагонкой стену.

Установите направляющие рамки по всему периметру места обшивки вагонкой. Рамки должны быть вверху и внизу, на равно удаленном расстоянии друг от друга.

В случае если стена неровная, подкладываются под рамку клинья, для выравнивая поверхности, чтобы будущая обшивка вагонкой была равномерной.

Шаг 2: Приколачиваем вагонку

Используйте в работе уровень, так будет меньше вероятности что что-то пойдет не так. Приколачиваем первую вашу вагонку обшивки. Используем специальное долото или другой инструмент для удобного вколачивания гвоздей в шов деревянной вагонки. Продолжаем прикладывать вагонку и вбивать их в рамки.

Если понадобится, используйте кусок деревянной вагонки для плотного прижатия вагонки между собой.

Здесь предстоит задача чтобы угол не отличался от всей картины, а когда участок угла меньший чем вагонка, ее необходимо укоротить. Измерьте ширину проема и распилите вагонку желаемой шириной.

После того как доска готова, вставляем ее в паз, так чтобы со стороны где будет следующая вагонка в углу остается расстояние равной толщины вагонки. Таким образом можно аккуратно заделать угол. Если вставить в оставшийся проем вагонку не удается, прикладываем ее просто к доске.

Внешний угол зашивается точно так же как внутренний, только здесь все проще и торец угла легко зашивается следующей вагонкой,аккуратно и красиво.

Но здесь у вас получится острый угол, что не совсем хорошо, поэтому рекомендуем с помощью небольшого рубанка угол закруглить, сделать его менее острым.

Всё, теперь, когда обшивка стены завершена, можно установить и приколотить торцевые верхние рейки, чтобы скрыть торцы реек которым приколочена вагонка.

Иногда вам нужно вырезать панели, чтобы установить на каком либо препятствии на стене или в углу. Стена может быть неровной, так что вместо измерения и резки, лучше воспользуйтесь методом показанным ниже (называемый сборным), чтобы получить аккуратный вид.

Прежде чем разбирать розетки или выключатели обязательно отключите электричество. Соблюдайте правила безопасности при работе с электрическими устройствами.

Шаг 6: Резка Вокруг Розеток или Выключателей

Настало время обшивать вокруг розеток. Разберите корпус розетки (рис. 1).

Отсоедините кабель от розетки, для безопасности обмотайте каждую жилу кабеля изо лентой (рис. 2).

Установите удлинитель на корпус розетки (рис. 3).

Закрепите удлинитель с помощью винтов(рис. 4).

Установите рамку (рис. 5).

Шаг 7: Резка Вокруг Розетки или Выключателя

Приложите кусок вагонки к розетке и отметьте на ней место для разреза (Изображение 1).

Аккуратно выпилите отверстие в вагонке (рис. 2).

Закрепите розетку с помощью винтов (рис. 3).

Установите на место крышку (рис. 4).

Этап 8: Укладка Последней доски

Приложите к вагонке доску (Изображение 1).

Отметьте на доске линию разреза, как показано на рисунке (рис. 2).

Мне нравится!4 Мне не нравится!0

Задавайте вопросы в комментариях, делитесь своим опытом, так же принимается любая конструктивная критика, готов обсуждать. Не забывайте делиться полученной информацией с друзьями.

www.allremont59.ru

Как работать с вагонкой

Облицовка деревянной вагонкой относится к тем строительным операциям, которые могут быть произведены мастером практически любого уровня. Для этого не нужно иметь сложный инструмент и обладать специальными навыками. Между тем, и в этом деле имеется несколько нюансов, которые лучше знать, приступая к работе.

Финишная отделка всегда менее трудоёмкая, чем подготовка, а также в психологическом плане намного приятнее черновых работ, ведь приложенные усилия, наконец, становятся видны. Даже нанимая людей для ремонта, кое-что хочется сделать своими руками. Облицовка поверхностей деревянной вагонкой относится к тем строительным операциям, которые могут быть произведены мастером практически с любым уровнем профессионализма. Для этого не нужно иметь сложный электрический инструмент и обладать специальными навыками, как требует, например, работа шпаклёвщика. Между тем, и в этом деле имеется несколько нюансов, которые лучше знать, приступая к работе.

Некоторые общие вопросы

Деревянная вагонка без проблем используется для обшивки любых строительных конструкций, но чаще всего это стены, потолок, откосы, в том числе во влажных помещениях. Монтаж вагонки в большинстве случаев осуществляется по каркасам, однако теоретически она может быть прикреплена и к сплошным, хорошо выровненным плоскостям. Например, на оштукатуренной стене допускается комбинированный монтаж: клей (типа «жидкие гвозди») и механическая открытая фиксация с применением дюбелей (пробка должна быть не «грибок», а с «потаем» — потом закрывается деревянным шкантом). Также вагонкой можно обшивать каркасные ограждающие конструкции, например, перегородки, наружные стены канадских домов, деревянные перекрытия, лестничные марши, стропила кровли.

Выполнять облицовку сравнительно крупных плоскостей лучше всего звеном из трёх человек: один нарезает по размеру и подаёт ламели, а двое занимаются их установкой — выставлением и фиксацией каждого элемента. Опытный отделочник может справиться и самостоятельно, даже на потолке, но это не совсем удобно.

Обшивку комнаты логично начинать с потолка, чтобы затем облицовками стен закрыть места примыкания вагонки к ограждающим конструкциям. В противном случае вы тем, что придётся наверху выполнять сложные замеры и подгонки, только усложните себе и без того непростую задачу. Стены лучше обшивать по отдельности, одну за другой, чтобы в конце получился только один «подрезной» угол. Что касается каркасов этих стен, то их лучше собрать на всё помещение сразу (только углы потом останется организовывать), чтобы выбросами материала при бурильных работах не запылить и не выпачкать древесину.

Направление для вагонки, которую используют внутри помещений, можно выбрать любое, в том числе диагональное или «ёлочкой». Но, считается, что в помещениях с изменчивым влажностным режимом более предпочтительным будет вертикальный вариант, чтобы возможный конденсат мог по бороздам на тыльной стороне вагонки, не скапливаясь, стекать вниз. При облицовках конструкций на улице используют только горизонтальное расположение, «пазом вниз», в первую очередь, чтобы влага осадков под действием гравитации не попадала в швы.

Особенности создания подсистемы

В качестве несущих элементов каркаса принято использовать пиломатериалы. Как правило, это сосновый брус со сторонами сечения от 30 до 50 мм. Несущие элементы должны быть сухие, ровные, без сучков и биологических поражений. Заметим, что каркасом для монтажа вагонки может выступать и металлическая подсистема, которую применяют в гипсокартонных работах (УД, ЦД). Оцинкованные профили, по сравнению с деревянной рейкой, обладают более точной геометрией, стабильностью при перепадах влажности, они долговечнее, не подвержены воздействию вредителей. Потому металл будет идеальным решением для улицы и некоторых «мокрых» помещений.

В любом случае, и деревянный, и металлический каркас к основе крепить лучше с использованием прямых подвесов (П-образных перфорированных кронштейнов). «Пэшка» позволяет закрепиться к поверхности из любого материала. На прямом подвесе можно идеально выставить плоскость, в том числе на значительном удалении от несущих конструкций, допустим, если необходимо утеплять стены или выравнивать. Этот способ фиксации и выставления быстрее, точнее и надёжнее, чем крепление реек через тело с применением дистанционных подкладок.

Оптимальное расстояние между кронштейнами находится в пределах 600–1000 мм, в зависимости от сечения направляющих реек. Расстояние между несущими элементами каркаса (брусьями или профилями) зависит от толщины вагонки. Для толстых ламелей может подойти даже дистанция около 800 мм, а для «стандартных» облицовок, толщиной чуть больше сантиметра, лучше ограничиться 500–600 миллиметрами по осям.

Выставлять плоскости для монтажа вагонки нужно очень тщательно. Дело в том, что вагонка — материал штучный и шовный, поэтому при перепадах горизонтального уровня или отвесности подсистем в углах могут просматриваться некрасивые клинья. Любую плоскость нужно собирать, начиная с крайних направляющих, а затем, используя маячные нитки, выставлять промежуточные брусья/профили. Качество сборки готовых каркасов необходимо по всем направлениям проверять с помощью длинного правила (2–2,5 метра).

Деревянные элементы каркасов перед обшивкой рекомендуется обработать гидроизоляционными составами (наружка) и средствами биологической защиты.

Если полости каркасов содержат утеплители/звукоизоляторы, то соответствующие материалы должны быть надёжно прикреплены к основе, а между тыльной стороной вагонки и заполнителем должен остаться зазор не менее 10 мм, обеспечивающий вентиляцию конструкции. Если вагонка применяется как облицовка в системе вентиляционного фасада, то этот зазор на порядок больше, а для его организации применяется контробрешётка с толщиной 30–40 мм.

Подготовка вагонки к обшивке

За несколько суток до начала облицовочных работ, вагонка должна быть доставлена на объект для того, чтобы древесина адаптировалась к температурному и влажностному режиму. Все упаковки следует раскрыть.

В обязательном порядке нужно перебрать вагонку, чтобы отложить ламели с критическими дефектами. Так вы обезопасите себя от того, что на видные места попадут некрасивые или бракованные доски, неожиданно выявленные в последних пачках. Вагонку с проблемной геометрией (допустим, в виде дуги) можно разрезать и пустить над дверными проёмами, под окно, на откосы. Так же поступаем с ламелями, имеющими локальные недостатки, или шьём их в малозаметных или специфических местах. И ещё, если есть доска с повреждённым шипом, с неё можно начать обшивку плоскости, если сломан паз — этой ламелью заканчиваем плоскость.

Поперечную порезку вагонки лучше осуществлять на электрической торцовочной пиле, но, при необходимости, подойдут и ручные пилы с мелким зубом. Электролобзик справится с торцеванием, но он особенно хорош, если нужно сделать продольный распил ламели, например, для сборки угла. Заметьте, что следует использовать полотна для «чистого реза» (зубья мелкие, слабо разведены, направлены вниз), лучше, если подошва лобзика имеет полимерную накладку, так как металл может оставлять на светлой мягкой древесине чёрные следы.

Длина каждой ламели может быть подогнана практически враспор (с зазорами в пару миллиметров), так как даже при жаре сауны линейное температурное расширение древесины очень незначительное и не окажет негативного воздействия.

Для каждой отдельной плоскости первая устанавливаемая дощечка вагонки (особенно с ярко выраженным швом — профили «евро», «софт-лайн») готовится особым образом. Чтобы в углу не образовывалось впадины, которая в дальнейшем мешает оформить стык, с ламели срезают паз, часто аж до начала основной плоскости ламели.

Обшивка каркасов

Вертикальная облицовка начинается от угла уже обшитой плоскости. Горизонтальную обшивку следует начинать от потолка и двигаться к полу, при этом вагонку нужно располагать пазом вниз. Так в самом просматриваемом месте (сопряжение стены/потолок) точно всё будет красиво, а любые проблемы внизу можно закрыть плинтусом.

Современная евровагонка имеет довольно глубокое зацепление паза с шипом, поэтому не обязательно задвигать ламели друг в друга до упора, тем более, добивать их через надставку. Подобный ход позволяет выдерживать уровень каждого элемента облицовки и компенсировать незначительные неровности отдельных ламелей, постепенно «съесть» перепады горизонта или отвесности. При горизонтальной обшивке будет легко совместить швы соседних плоскостей. С другой стороны, появляется опасность «завалить» швы или создать повторяющуюся дугу. Поэтому через каждые 2–3 дощечки нужно к торцам облицовок прикладывать длинный уровень, проверять ровность линии шва, а также его горизонтальность или отвесность.

Крепление вагонки к каркасу в большинстве случаев осуществляется с помощью металлических кляймеров. Их типоразмер выбирают в зависимости от толщины полки паза. Rmnt рекомендует на всякий случай иметь под рукой кляймеры на один размер больше необходимого, так как иногда на пазах имеются случайные утолщения (вследствие неидеального фрезерования), на которые обычные крепежи просто не надеваются. Кляймер скобой зацепляется за паз ламели и при помощи небольших гвоздей (15–20 мм) прибивается к обрешётке. В саунах и на улице гвозди лучше использовать медные или анодированные, которые не ржавеют. Многие мастера предпочитают для крепления кляймеров (даже по деревянным подсистемам) применять саморезы. Подойдут винты с небольшой головкой под потай (головки вдавливаются в брус через тонкий металл кляймера, с жёсткими кляймерами они не сочетаются). Нормально работают здесь 11-миллиметровые аналоги знаменитых «блошек», только по дереву и без сверла на конце. Если применяется металлическая подсистема, то альтернативы саморезам LN длиной 9 мм — нет.

По старинке, скрытым способом вагонку можно крепить гвоздиками, их забивают под углом, прямо через проушину паза. В этом случае из толстого девяностого-сотого гвоздя или из обломанного 6-миллиметрового перфораторного бура изготавливается добойник. При известной сноровке этот вариант крепления довольно практичный и, возможно, даже быстрее «кляймерного», но полученную облицовку потом невозможно будет разобрать без разрушения пазов.

Фиксация вагонки через тело практически не применяется, так как нагели и гвоздики с откушенными шляпками существенно ухудшают внешний вид и потребительские свойства облицовки, а ведь скрытый монтаж — это важная «фишка» вагонки, как материала. Между тем, такие специализированные варианты вагонки, как «блокхаус» или «американка», часто крепятся как раз через тело, только винты/гвозди не скрываются нагелем, а накрываются пазом каждой следующей ламели. Также через тело фиксируется первая и последняя вагонка отдельно взятой плоскости, соответствующие крепежи затем закрываются всевозможными доборами.

Чтобы сделать внутренний угол более жёстким (особенно при увеличенном расстоянии между несущими брусьями/профилями), на уже обшитую плоскость прикручивают отрезки из направляющих брусьев, которые дополняют периметр каркаса. Наружные углы, ниши и откосы собираются по типу гипсокартонных систем — под облицовку устанавливается незакреплённый к основе, «соединяющий» две плоскости брус или оцинкованный профиль. Кстати, что касается откосов и всяких ниш, то их целесообразно делать коротышами, перпендикулярно основной плоскости. Обшивайте их в конце, когда могут остаться уже неделовые для других участков куски вагонки.

Отделка зазоров и примыканий

Как мы уже замечали, древесина обладает весьма незначительным коэффициентом температурного расширения, кроме того, это податливый, легко обрабатываемый материал. Поэтому при желании ламели в местах взаимного примыкания или стыковки с другими конструкциями можно подогнать вплотную. Не все готовы к такому ответственному и кропотливому труду, поэтому часто для перекрывания стыков и зазоров используют всевозможные доборы из древесины: наружные углы, внутренние углы, плоские накладки-соединители, декоративные косички и т. п. Все они крепятся непосредственно к вагонке, как правило, гвоздиками со сплющенной или удалённой шляпкой.

Также все внутренние углы обшитой деревянной вагонкой комнаты можно отделать джутовым канатом, который тоже фиксируется гвоздиками. Этот вариант просто незаменим, если внутренние углы не имеют прямой линии, например, если вагонка имеет рельефную лицевую поверхность, а также, если плоские ламели стыкуются со срубом, или, допустим, диким камнем.

Современная вагонка средних и высоких сортов имеет хорошо обработанные поверхности и не нуждается в дополнительной шлифовке или шпаклевании. Вагонка низких сортов по гостам может содержать подшпаклёванные производителем участки, вы также можете, подобрав цвет замазки, сами местами подремонтировать короткие трещины, раковины, зоны подвижных сучков. Покрывать или не покрывать вагонку лакокрасочными материалами и какие из них применять — решать вам, но для сильно нагревающихся помещений (баня, сауна) лучше использовать специализированные защитные масла.

Видео по теме

рмнт.ру

21.12.18

www.rmnt.ru

Как работать с вагонкой

Наверх

Вы здесь: Главная → Статьи → Новые технологии → Как работать с вагонкой

Заявка успешно отправлена.

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Перед вами небольшая инструкция по монтажу деревянной вагонки. Статья должна быть полезна тем, кто желает самостоятельно облицевать стены, но не имеет достаточно опыта.

Финишная отделка всегда менее трудоёмкая, чем подготовка, а также в психологическом плане намного приятнее черновых работ, ведь приложенные усилия, наконец, становятся видны. Даже нанимая людей для ремонта, кое-что хочется сделать своими руками. Облицовка поверхностей деревянной вагонкой относится к тем строительным операциям, которые могут быть произведены мастером практически с любым уровнем профессионализма. Для этого не нужно иметь сложный электрический инструмент и обладать специальными навыками, как требует, например, работа шпаклёвщика. Между тем, и в этом деле имеется несколько нюансов, которые лучше знать, приступая к работе.

Некоторые общие вопросы

Деревянная вагонка без проблем используется для обшивки любых строительных конструкций, но чаще всего это стены, потолок, откосы, в том числе во влажных помещениях. Монтаж вагонки в большинстве случаев осуществляется по каркасам, однако теоретически она может быть прикреплена и к сплошным, хорошо выровненным плоскостям. Например, на оштукатуренной стене допускается комбинированный монтаж: клей (типа «жидкие гвозди») и механическая открытая фиксация с применением дюбелей (пробка должна быть не «грибок», а с «потаем» — потом закрывается деревянным шкантом). Также вагонкой можно обшивать каркасные ограждающие конструкции, например, перегородки, наружные стены канадских домов, деревянные перекрытия, лестничные марши, стропила кровли.

Выполнять облицовку сравнительно крупных плоскостей лучше всего звеном из трёх человек: один нарезает по размеру и подаёт ламели, а двое занимаются их установкой — выставлением и фиксацией каждого элемента. Опытный отделочник может справиться и самостоятельно, даже на потолке, но это не совсем удобно.

Обшивку комнаты логично начинать с потолка, чтобы затем облицовками стен закрыть места примыкания вагонки к ограждающим конструкциям. В противном случае вы тем, что придётся наверху выполнять сложные замеры и подгонки, только усложните себе и без того непростую задачу. Стены лучше обшивать по отдельности, одну за другой, чтобы в конце получился только один «подрезной» угол. Что касается каркасов этих стен, то их лучше собрать на всё помещение сразу (только углы потом останется организовывать), чтобы выбросами материала при бурильных работах не запылить и не выпачкать древесину.

Направление для вагонки, которую используют внутри помещений, можно выбрать любое, в том числе диагональное или «ёлочкой». Но, считается, что в помещениях с изменчивым влажностным режимом более предпочтительным будет вертикальный вариант, чтобы возможный конденсат мог по бороздам на тыльной стороне вагонки, не скапливаясь, стекать вниз. При облицовках конструкций на улице используют только горизонтальное расположение, «пазом вниз», в первую очередь, чтобы влага осадков под действием гравитации не попадала в швы.

Особенности создания подсистемы

В качестве несущих элементов каркаса принято использовать пиломатериалы. Как правило, это сосновый брус со сторонами сечения от 30 до 50 мм. Несущие элементы должны быть сухие, ровные, без сучков и биологических поражений. Заметим, что каркасом для монтажа вагонки может выступать и металлическая подсистема, которую применяют в гипсокартонных работах (УД, ЦД). Оцинкованные профили, по сравнению с деревянной рейкой, обладают более точной геометрией, стабильностью при перепадах влажности, они долговечнее, не подвержены воздействию вредителей. Потому металл будет идеальным решением для улицы и некоторых «мокрых» помещений.

В любом случае, и деревянный, и металлический каркас к основе крепить лучше с использованием прямых подвесов (П-образных перфорированных кронштейнов). «Пэшка» позволяет закрепиться к поверхности из любого материала. На прямом подвесе можно идеально выставить плоскость, в том числе на значительном удалении от несущих конструкций, допустим, если необходимо утеплять стены или выравнивать. Этот способ фиксации и выставления быстрее, точнее и надёжнее, чем крепление реек через тело с применением дистанционных подкладок.

Оптимальное расстояние между кронштейнами находится в пределах 600–1000 мм, в зависимости от сечения направляющих реек. Расстояние между несущими элементами каркаса (брусьями или профилями) зависит от толщины вагонки. Для толстых ламелей может подойти даже дистанция около 800 мм, а для «стандартных» облицовок, толщиной чуть больше сантиметра, лучше ограничиться 500–600 миллиметрами по осям.

Выставлять плоскости для монтажа вагонки нужно очень тщательно. Дело в том, что вагонка — материал штучный и шовный, поэтому при перепадах горизонтального уровня или отвесности подсистем в углах могут просматриваться некрасивые клинья. Любую плоскость нужно собирать, начиная с крайних направляющих, а затем, используя маячные нитки, выставлять промежуточные брусья/профили. Качество сборки готовых каркасов необходимо по всем направлениям проверять с помощью длинного правила (2–2,5 метра).

Деревянные элементы каркасов перед обшивкой рекомендуется обработать гидроизоляционными составами (наружка) и средствами биологической защиты.

Если полости каркасов содержат утеплители/звукоизоляторы, то соответствующие материалы должны быть надёжно прикреплены к основе, а между тыльной стороной вагонки и заполнителем должен остаться зазор не менее 10 мм, обеспечивающий вентиляцию конструкции. Если вагонка применяется как облицовка в системе вентиляционного фасада, то этот зазор на порядок больше, а для его организации применяется контробрешётка с толщиной 30–40 мм.

Подготовка вагонки к обшивке

За несколько суток до начала облицовочных работ, вагонка должна быть доставлена на объект для того, чтобы древесина адаптировалась к температурному и влажностному режиму. Все упаковки следует раскрыть.

В обязательном порядке нужно перебрать вагонку, чтобы отложить ламели с критическими дефектами. Так вы обезопасите себя от того, что на видные места попадут некрасивые или бракованные доски, неожиданно выявленные в последних пачках. Вагонку с проблемной геометрией (допустим, в виде дуги) можно разрезать и пустить над дверными проёмами, под окно, на откосы. Так же поступаем с ламелями, имеющими локальные недостатки, или шьём их в малозаметных или специфических местах. И ещё, если есть доска с повреждённым шипом, с неё можно начать обшивку плоскости, если сломан паз — этой ламелью заканчиваем плоскость.

Поперечную порезку вагонки лучше осуществлять на электрической торцовочной пиле, но, при необходимости, подойдут и ручные пилы с мелким зубом. Электролобзик справится с торцеванием, но он особенно хорош, если нужно сделать продольный распил ламели, например, для сборки угла. Заметьте, что следует использовать полотна для «чистого реза» (зубья мелкие, слабо разведены, направлены вниз), лучше, если подошва лобзика имеет полимерную накладку, так как металл может оставлять на светлой мягкой древесине чёрные следы.

Длина каждой ламели может быть подогнана практически враспор (с зазорами в пару миллиметров), так как даже при жаре сауны линейное температурное расширение древесины очень незначительное и не окажет негативного воздействия.

Для каждой отдельной плоскости первая устанавливаемая дощечка вагонки (особенно с ярко выраженным швом — профили «евро», «софт-лайн») готовится особым образом. Чтобы в углу не образовывалось впадины, которая в дальнейшем мешает оформить стык, с ламели срезают паз, часто аж до начала основной плоскости ламели. 

Обшивка каркасов

Вертикальная облицовка начинается от угла уже обшитой плоскости. Горизонтальную обшивку следует начинать от потолка и двигаться к полу, при этом вагонку нужно располагать пазом вниз. Так в самом просматриваемом месте (сопряжение стены/потолок) точно всё будет красиво, а любые проблемы внизу можно закрыть плинтусом.

Современная евровагонка имеет довольно глубокое зацепление паза с шипом, поэтому не обязательно задвигать ламели друг в друга до упора, тем более, добивать их через надставку. Подобный ход позволяет выдерживать уровень каждого элемента облицовки и компенсировать незначительные неровности отдельных ламелей, постепенно «съесть» перепады горизонта или отвесности. При горизонтальной обшивке будет легко совместить швы соседних плоскостей. С другой стороны, появляется опасность «завалить» швы или создать повторяющуюся дугу. Поэтому через каждые 2–3 дощечки нужно к торцам облицовок прикладывать длинный уровень, проверять ровность линии шва, а также его горизонтальность или отвесность.

Крепление вагонки к каркасу в большинстве случаев осуществляется с помощью металлических кляймеров. Их типоразмер выбирают в зависимости от толщины полки паза. Рекомендуем на всякий случай иметь под рукой кляймеры на один размер больше необходимого, так как иногда на пазах имеются случайные утолщения (вследствие неидеального фрезерования), на которые обычные крепежи просто не надеваются. Кляймер скобой зацепляется за паз ламели и при помощи небольших гвоздей (15–20 мм) прибивается к обрешётке. В саунах и на улице гвозди лучше использовать медные или анодированные, которые не ржавеют. Многие мастера предпочитают для крепления кляймеров (даже по деревянным подсистемам) применять саморезы. Подойдут винты с небольшой головкой под потай (головки вдавливаются в брус через тонкий металл кляймера, с жёсткими кляймерами они не сочетаются). Нормально работают здесь 11-миллиметровые аналоги знаменитых «блошек», только по дереву и без сверла на конце. Если применяется металлическая подсистема, то альтернативы саморезам LN длиной 9 мм — нет.

По старинке, скрытым способом вагонку можно крепить гвоздиками, их забивают под углом, прямо через проушину паза. В этом случае из толстого девяностого-сотого гвоздя или из обломанного 6-миллиметрового перфораторного бура изготавливается добойник. При известной сноровке этот вариант крепления довольно практичный и, возможно, даже быстрее «кляймерного», но полученную облицовку потом невозможно будет разобрать без разрушения пазов.

Фиксация вагонки через тело практически не применяется, так как нагели и гвоздики с откушенными шляпками существенно ухудшают внешний вид и потребительские свойства облицовки, а ведь скрытый монтаж — это важная «фишка» вагонки, как материала. Между тем, такие специализированные варианты вагонки, как «блокхаус» или «американка», часто крепятся как раз через тело, только винты/гвозди не скрываются нагелем, а накрываются пазом каждой следующей ламели. Также через тело фиксируется первая и последняя вагонка отдельно взятой плоскости, соответствующие крепежи затем закрываются всевозможными доборами.

Чтобы сделать внутренний угол более жёстким (особенно при увеличенном расстоянии между несущими брусьями/профилями), на уже обшитую плоскость прикручивают отрезки из направляющих брусьев, которые дополняют периметр каркаса. Наружные углы, ниши и откосы собираются по типу гипсокартонных систем — под облицовку устанавливается незакреплённый к основе, «соединяющий» две плоскости брус или оцинкованный профиль. Кстати, что касается откосов и всяких ниш, то их целесообразно делать коротышами, перпендикулярно основной плоскости. Обшивайте их в конце, когда могут остаться уже неделовые для других участков куски вагонки.

Отделка зазоров и примыканий

Как мы уже замечали, древесина обладает весьма незначительным коэффициентом температурного расширения, кроме того, это податливый, легко обрабатываемый материал. Поэтому при желании ламели в местах взаимного примыкания или стыковки с другими конструкциями можно подогнать вплотную. Не все готовы к такому ответственному и кропотливому труду, поэтому часто для перекрывания стыков и зазоров используют всевозможные доборы из древесины: наружные углы, внутренние углы, плоские накладки-соединители, декоративные косички и т. п. Все они крепятся непосредственно к вагонке, как правило, гвоздиками со сплющенной или удалённой шляпкой.

Также все внутренние углы обшитой деревянной вагонкой комнаты можно отделать джутовым канатом, который тоже фиксируется гвоздиками. Этот вариант просто незаменим, если внутренние углы не имеют прямой линии, например, если вагонка имеет рельефную лицевую поверхность, а также, если плоские ламели стыкуются со срубом, или, допустим, диким камнем.

Современная вагонка средних и высоких сортов имеет хорошо обработанные поверхности и не нуждается в дополнительной шлифовке или шпаклевании. Вагонка низких сортов по гостам может содержать подшпаклёванные производителем участки, вы также можете, подобрав цвет замазки, сами местами подремонтировать короткие трещины, раковины, зоны подвижных сучков. Покрывать или не покрывать вагонку лакокрасочными материалами и какие из них применять — решать вам, но для сильно нагревающихся помещений (баня, сауна) лучше использовать специализированные защитные масла.

Турищев Антон, рмнт.ру

http://www.rmnt.ru/ - сайт RMNT.ru

Для того, чтобы оставлять комментарии, авторизируйтесь на сайте:

digest.wizardsoft.ru

Как обшить стены вагонкой: рекомендации специалистов

Обшивка стен вагонкой – это традиционный способ наружной и внешней отделки, используемый при проведении ремонтных и строительных работ в загородных домах, дачных постройках, а также при оформлении веранд и бань.

В условиях городского жилья вагонка может применяться при обшивке лоджий и благоустроенных балконов. За счёт такого оформления фасады домов приобретают вполне законченный и эстетичный вид, а интерьеры жилых помещений становятся уютными и приятными для отдыха.

Для получения надёжного и долговечного декоративного покрытия необходимо соблюдать определённый порядок работ по облицовке стен дома, включающих следующие этапы:

  • обустройство обрешётки из брусьев (или профильного каркаса);
  • монтаж пластин утеплителя, а также гидро- и пароизоляции;
  • укладка самой вагонки.

В соответствующих разделах этой статьи каждый из указанных выше этапов будет рассмотрен более подробно.

Конструкция каркаса

1 — бруски; 2 — зазоры между брусками для вентиляции; 3- бруски вокруг дверей и окон; 4 — отступ от пола и потолка для удобства монтажа вагонки; 5 — колышки для установки плинтусов

Правильное крепление вагонки на стенах внутри и снаружи дома предполагает предварительное обустройство под неё специальной обрешётки, являющейся основанием для формируемой поверхности покрытия. Чаще всего такое основание изготавливается из заранее подготовленных и хорошо просушенных деревянных брусьев, сечение которых выбирается в зависимости от вида отделочного материала (для отделки внутри или снаружи).

Обратите внимание: Вагонка наружная от тех же изделий для отделки внутри дома отличается лишь характеристиками, так что их различие не может быть выявлено по внешнему виду.

При необходимости вместо основания из брусьев может использоваться каркас из металлических профилей. Монтаж отдельных элементов каркаса может производиться как по вертикали, так и горизонтально. Их ориентация в пространстве зависит от того, какой вариант обшивки вами выбран. При вертикальном их расположении отдельные бруски или профили каркаса должны крепиться горизонтально и наоборот.

Подготовка деревянного основания

Для получения правильно обустроенного каркаса из брусьев вам необходимо будет подготовить следующий расходный материал и инструмент:

  • набор брусков сечением 30 на 30 мм;
  • обрезки тонких досок, используемых в качестве подложек под бруски;
  • комплект шурупов и дюбелей;
  • ножовка или лобзик;
  • шуруповёрт;
  • электрическая дрель;
  • набор стамесок и отверток;
  • молоток (киянка).

Помимо этого вам потребуются рулетка, уголок, комплект отвесов и строительный уровень. Монтаж обрешётки рекомендуется начинать с крепления крайних каркасных брусков, после чего между ними (с шагом примерно в 50-60 см) крепятся все остальные брусья.

В процессе крепления брусьев необходимо постоянно следить за тем, чтобы образуемая брусками поверхность под укладку вагонки была максимально ровной.

Правильно подготовить ровную поверхность вы сможете путём подкладывания под бруски в требуемых местах заранее подготовленных дощечек. Правильность выставления каркаса проверяется с помощью уровня и отвеса. Набивка всех промежуточных брусьев осуществляется с учётом обрамления оконных и дверных проёмов, необходимого для фиксации элементов облицовки.

Все древесные элементы каркаса перед применением нужно обработать антипиренами и антисептиками, обеспечивающими их защиту от плесени и возгорания.

Монтаж утеплителя и пароизоляции

При монтаже утепления с помощью стекловолоконных утеплителей пользуются респираторами, чтобы летающие мелкие частички не попали в дыхательные пути

Перед набивкой элементов вагонки при желании можно будет организовать утепление стен дома (внутри и снаружи) посредством укладки между брусьями основания пластин минеральной ваты. Предварительно нарезанные по размеру ячеек каркаса пластины утеплителя просто укладываются между брусьями (иногда для надёжности они фиксируются специальными скобами или наклеиваются).

По завершении укладки пластин утеплителя поверх настилается специальная плёнка, используемая в качестве гидро- и пароизоляции и позволяющая избежать образования конденсата. Защитное пароизоляционное покрытие закрепляется на элементах каркаса обрешётке с помощью строительного степлера. При его монтаже нужно следить за тем, чтобы укладываемая плёнка была обращена шершавой поверхностью в сторону стены.

Иногда для удобства монтажа утеплителя и улучшения вентиляционных свойств покрытия используется специальная контробрешётка, выполняемая в виде дополнительного ряда брусьев меньшего сечения, набиваемых под основным каркасом.

Видео: Монтаж паро-гидроизоляции в каркасную стену.

Способы обшивки

Обшивка стен вагонкой своими руками должна производиться с учётом выбранного направления укладки материала, который может монтироваться следующими способами:

  • горизонтально;
  • вертикально;
  • по диагонали;
  • смешанным способом.

Крепление вагонки по горизонтали – это классический вариант её монтажа, традиционно применяемый при отделке внутренних пространств дома и позволяющий визуально расширить их восприятие. Существенный недостаток этого способа крепления – высокая вероятность накапливания в стыках пыли и влаги. Во избежание этого монтаж отдельных элементов декоративного покрытия ведётся таким образом, чтобы пазы в стыках досок были направлены вниз.

Данный вариант монтажа вагонки внутри дома предполагает последовательную укладку от потолка по направлению к полу.

При вертикальном монтаже удаётся добиться эффекта визуального поднятия высоты отделываемой комнаты. Вот почему этот способ крепления чаще всего применяется при отделке мансардных комнат с низким расположением потолка (монтаж при этом ведётся от самого сложного угла).

Два последних варианта укладки вагонки, несмотря на свою эстетичность, считаются достаточно сложными для самостоятельного исполнения и применяются для отделки комнат и фасадов зданий лишь в редких случаях.

Самостоятельная обшивка

Схема монтажа вагонки на cтену из бруса

Перед тем как самостоятельно обить вагонкой подготовленную к облицовке поверхность вам следует ознакомиться не только с порядком её укладки, но и с существующими приёмами фиксации досок на брусьях каркаса. Обшивка стенных поверхностей вагонкой предполагает учёт следующих особенностей её фиксации на основании:

При горизонтальной укладке монтаж начинается от потолка, а при вертикальном их размещении – от угла, требующего подгонки досок по размеру (их подрезки).

Особое снимание следует уделить установке первой доски покрытия (это требование касается и монтажа наружной вагонки), определяющей качество подготовки всей декоративной конструкции. Она выставляется строго по уровню, а затем фиксируется на основании в нескольких точках.

Для получения качественного и цельного покрытия укладываемые доски или панели лучше всего фиксировать на брусьях с помощью специальных кляймеров (т. е. потайным способом). После установки первой панели в её свободный паз вставляется следующая заготовка, фиксируемая на основании тем же способом.

Перед установкой последней панели она подгоняется по размеру с помощью электрического лобзика или ножовки. Остающийся у пола зазор закрывается впоследствии плинтусом.

Конструктивные стыки и углы покрытия отделываются специальными декоративными рейками и уголками. Для контроля правильности укладки отделочного материала необходимо периодически пользоваться строительным уровнем.

Видео: Обшивка стен вагонкой

teremizbrusa.ru


Смотрите также