Отделка торцов крыши дома


Отделка крыши дома своими руками: торцов, свесов, карнизов

Отделка карниза крыши — последний этап монтажа кровли. Края зашиваются по периметру фасада, это необходимо, для защиты обреза от сезонных осадков и сильного ветра. Как это сделать своими руками?

Крыша с отделкой кровли и карниза

Устройство карнизов (свесов)

Свесы — это нижний край крыши дома, который выдаётся за уровень фасада. Такой вынос необходим для защиты фронтона и остальных стен от осадков. Свес бывает разным, узким или широким, — от 40 см до 1 м. Подшивать эту часть крыши в принципе не обязательно, но отсутствие подшивки может привести к некоторым неприятностям. К примеру, слишком сильный ветер способен сорвать кровлю с крыши, так что придётся тратиться на ремонт. Да и внешний вид внутренней части крыши, видимый со стороны дома, оставляет желать лучшего — голые стропила и утеплитель выглядят не очень красиво и вряд ли гармонируют с общей отделкой. Такой дом кажется недоделанным. Подшивка крыши сайдингом, фанерой, металлическими листами и т. д. позволит избежать подобных неприятностей. По правилам отделка свесов происходит только после полного монтажа кровли и отделки фасада.

Отличие свеса со стороны фронтона и свеса

Свесы делятся на карнизные и фронтонные. Первый вариант — горизонтальный, это самый низ скатов, а фронтонный — их боковая часть.

Особенности карнизного свеса

Эта часть крыши не даёт холодному и влажному воздуху проникнуть на чердак, если крыша построена по чердачному типу. Если же она мансардная, то воздух циркулирует от свеса до конька крыши — это естественная вентиляция.

Схема отделки крыши

Забитый досками свес будет мешать вентиляции, но если крышу не подшивать совсем, то под кровлей заведутся мыши, птицы или насекомые. Деревянные стропила обязательно нужно покрыть защитным слоем краски, чтобы вода не смогла повредить их.

Важно: чтобы не нарушать вентиляцию, подшивать карнизы нужно неплотно, а делать вентиляционные зазоры.

Как можно сделать вентиляцию:

  1. Оставить зазор между стенами и внутренней подшивкой свеса. Если карниз отделан профнастилом, то зазор делается не больше 1,2 см, если же карниз из сайдинга, то до 1,5 см.
  2. Для металлических листов и вагонки устанавливаются вентиляционные решётки.
  3. В досчатых свесах оставляют небольшие зазоры между досками — 0,5-1 см.
  4. Отделывая свесы дома софитовыми планками, можно использовать перфорированные панели для вентиляции.

Для хорошей вентиляции стоит учитывать правильный размер зазоров, они должны быть не меньше 1/500 вентилируемой площади. Битумная и фальцевая кровля требует более широких зазоров, чем черепичная. Чтобы под кровлю не проникали насекомые, листья, грязь и мелкие птицы, отверстия для вентиляции обязательно закрываются решётками или сеткой, выбор материала зависит от ширины и типа отверстий.

Закрытые вентиляционные отверстия защищают от снега

Особенности фронтонных свесов

Это боковая часть ската, выступающая над непосредственно стеной фронтона. В этом случае вентиляция не требуется, только защита от воды и ветра. Если эту часть скатов не обшить, то ветер может занести под крышу воду, отчего намокнет и испортится утеплитель, перестав выполнять свои функции.

Важно: при отделке крыши со стороны фасада в первую очередь нужно заботиться о герметичности.

Нюансы отделки

Свесы со стороны фасада дома и боковых стен имеют незащищённые элементы. У карнизов это торцы стропил, а у фронтона — торцевая сторона обрешётка. Им необходимо не только придать эстетичный внешний вид, но и защитить от неблагоприятного воздействия окружающей среды — ветра и осадков. Помимо всего прочего, необходим водосток, который устанавливается вдоль боковых свесов. По сути отделка торца свеса и является обшивкой кромки крыши. Материал для подшивки во многом зависит от того, из чего сделана кровля, это определяет и способ монтажа. Нередко в комплекте с кровельными покрытиями поставляется уже готовый набор для обшивки свесов.

Правильная отделка крыши

Перед тем как прошивать кромку крыши, важно ровно обрезать все выступающие из-под кровли стропила. Чтобы сделать это ровно, нужно поставить карандашом отметки на равном расстоянии от стены. После чего торцы стропил объединяются друг с другом специальной обвязочной доской, на которую, в свою очередь, прибивается лобовая доска, чаще всего материалом для неё служит металл. Металлическая доска часто идёт вместе с керамическим или металлическим кровельным покрытием.

Эта деталь может быть деревянной, но тогда её необходимо покрыть краской или защитным лаком. Лобовые доски предназначены также для монтажа водостоков. Обвес со стороны фронтона обрабатывается несколько иначе. Первым делом необходимо срезать строго параллельно стене торчащие из-под кровли доски обрешётки. Торцевая доска вне зависимости от материала прибивается прямо к обрешётке или к коньку. Торцевая сторона доски прикрывается кровлей по всей длине.

Виды подшивки карниза

Несмотря на то что отделка свесов может производиться с помощью самых разных материалов, сами технологии отделочных работ не отличаются разнообразием — их всего две. При выборе подшивки учитывайте цвета и фактуру кровли и дизайн отделки фасада.

Схема стропильной кровли

Такая отделка свесов очень проста, самое важно условие — вровень обрезанные концы стропил. Такой метод подходит для маленьких крыш, поставленных под уклоном до 30 градусов, вынос в таких случаях не превышает 0,5 м. Планки для подшивки прибивают строго по досчатой обрешётке, их можно закрепить параллельно стене вдоль карнизов или перпендикулярно.

Это оптимальный вариант отделки, если крыша не пологая, а наоборот, очень крутая. При этом горизонтальный способ очень быстрый и наиболее экономичный — материала понадобится меньше. Перед работой важно сконструировать коробку из брусьев, прикреплённую и к стенам, и к брусьям стропил. Доски обшивки прибиваются по направлению от углов самой крыши до углов стен. В случае, если длина деревянного свеса превышает 45 см, делка проводится перпендикулярно к стенам. Также такие большие свесы потребую дополнительных продольных брусьев для усиления. Свес со стороны фасада дома отделывается только по обрешётке. Подшивать свес можно любым способом. Перед обшивкой на обрешётку прибиваются доски или брусья, а уже к ним вдоль фронтона крепятся планки продольно или перпендикулярно.

Чем подшивать крышу

Выбор материала зависит от общего стиля дома. Цвет и материал обшивки должен гармонировать со стенами и кровлей. Деревянный фасад и пластиковая обшивка крыши будут смотреться, мягко говоря, очень странно.

Материалы для обшивки крыши

Отделка свесов деревянными досками

Лучше всего выбирать для этой цели сосну или другие хвойные деревья, ширина досок варьируется от 5 до 25 см, а толщина от 1,7 до 2,2 см. Доски обязательно нужно покрыть защитным слоем лака или краски перед тем, как прибивать их к свесу. Доски нельзя использовать сразу, они должны около 30 дней полежать, укрытые от дождя, на открытом воздухе, чтобы не растрескаться от сухости или покоробиться от влаги. Дерево должно «привыкнуть» к условиям окружающей среды. При обшивке деревянного свеса необходимо оставлять щели в 1-1,5 см между досками для вентиляции. На широких карнизах дома доски прибиваются в трёх местах, для узких достаточно забить гвозди только с двух сторон. При продольном монтаже доски закрепляются каждый метр.

Натуральные оттенки дерева подходят к любым цветам кровли и фасада.

Page 2

Отделка крыши, торцов, свесов: инструкция, обшивка сайдингом, металлочерепицей (видео и фото)

Как и чем покрыть крышу? Зачем нужна отделка торцов крыши? Как и на каком этапе проводятся эти работы? Какие материалы целесообразно применять для достижения оптимального варианта? Ответы на эти и подобные вопросы мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Проведение кровельных работ является завершающим этапом в строительстве дома. Только после установки и финишной отделки крыши строительный объект выглядит законченным единым целым.

Кровельная система –визитная карточка дома

Финишной отделкой крыши является настил кровельного материала и подшивка карниза. Вместе с подшивкой своими руками обустраивается вентиляция подкровельного пространства и проводится монтаж системы водостока.

Инструкция подбора кровельных материалов определяется конфигурацией крыши,а также ее устойчивостью к механическим нагрузкам.

Среди наиболее востребованных кровельных материалов,используемых в частном строительстве, отметим следующее:

  • Традиционный асбестоцементный шифер,который постепенно вытесняется с рынка из-за несоответствия современным экологическим нормам, из-забольшого веса и, как следствие, существенной нагрузки на стропильную систему.

На фото асбестоцементный шифер

В настоящее время этот материал повсеместно приобретается исключительно по причине доступной стоимости и простоты проведения монтажных работ.

  • Экошифер, или как его еще называют, еврошифер,согласно мнению специалистов — экологически чистое решение для современного дома.

Экологически чистый шифер

Дело в том, что в 70-х годах прошлого века в западноевропейских странах ввели ряд запретов на производство обычного шифера, мотивируя это небезопасностью асбеста. В итоге, была разработана модификация шифера не содержащая асбеста, а, следовательно, соответствующая европейским стандартам.

  • Глиняная черепица –материал, который применяется все меньше и меньше. Постепенное вытеснение глиняной черепицы с рынка объясняется наличием более дешевых и лёгких аналогов.

Классическая черепица из обожжённой глины

Черепица из обожжённой глины сложна в монтаже, много весит и стоит на порядок дороже большинства кровельных материалов. Кроме того, кровля, отделанная такими материалами, в течение десяти лет меняется в цвете, темнеет и утрачивает свой«товарный» вид.

  • Металлочерепица – это все более популярный материал, востребованность которого объясняется доступной стоимостью, простотой установки, малым весом, широким спектром цветовых исполнений и долговечностью.

На фото- металлочерепица

При изготовлении этого кровельного материала применяется тонколистовая сталь с цинковым или полимерным антикоррозийным покрытием.

  • Мягкая (гибкая) черепица изготавливается на основе рулонных кровельных материалов с добавлением абразивной цветной засыпки.

Мягкая черепица

Монтаж такой черепицы требует от исполнителя высокого уровня мастерства и профессиональной подготовки. Несмотря на малый вес и иные конструкционные особенности, материал характеризуется высокой прочностью и оптимальной устойчивостью к воздействию факторов внешней среды.

  • Профлист (профнастил) — универсальный материал, с одинаковым успехом применяемый для отделки крыш, обустройства стен и строительства заборов.

    На фото- профнастил, использованный в качестве кровельного материала

Материал производится из тонколистовой стали. Из конструкционных особенностей отметим наличие волн, которые служат рёбрами жёсткости. В итоге,настил,изготовленный из тонкой стали,отличается высоким уровнем прочности. (См. также статью Отделка цоколя дома профлистом: инструкция.)

Особенности подшивки карнизов крыши

Независимо от того, чем планируется крыть кровельную систему, металлочерепицей, асбестоцементных шифером или профлистом, отделка карниза может проводиться только по окончании монтажа стропил, но до установки обрешетки под кровельный материал.

Окончания стропил выравниваются параллельно стене дома. В итоге, карнизная коробка должна иметь одинаковую ширину на всем своем протяжении. Таким образом, в процессе подшивки не возникнет проблем с монтажом облицовочных материалов,то есть, не появятся зазоры и не придётся ничего специально подгонять.

Делается это следующим образом:

  • отмеряем одинаковое расстояние от окончания первой и последней стропильной ноги до стены, вдоль которой будет проходить карнизная коробка;
  • в торец первой и последней ноги забиваем по одному гвоздю и натягиваем шнур, который будет показывать единый размер для всех балок;
  • далее делаем соответствующие отметки на всех стропилах;
  • после начинаем резать.

Важно: Для того чтобы отделка свесов крыши была успешной, срез стропил должен быть параллелен стене дома.

После того как все стропила спилены под один размер,по линии отпилакрепим крайнюю доску обрешетки и стелим первый лист.

Совет: Для того чтобы упростить разметку стропил, вместо обычного шнура можно применить специальный подкрашенный шнур.

Подшивка карниза может проводиться только после того как выполнено наружное утепление стен дома. Эта рекомендация особенно важна в том случае, если при отделке коробки обшивочные материалы ориентируются поперек направления стропильных ног, то есть горизонтально.

Если это правило не соблюсти, стена в верхней части останется без утепления и это станет причиной значительных теплопотерь. После окончания подшивки подложить теплоизоляционный материал будет очень непросто, так как потребуется демонтировать доску, примыкающую к стене.

Материалы, используемые для отделки кровельного карниза

Облицевать кровельный свес можно различными материалами, от выбора которых зависит эксплуатационная эффективность и долговечность всей конструкции.

Рассмотрим особенности применения наиболее популярных материалов, повсеместно используемых для отделки кровельных свесов.

  1. Деревянная вагонка представляет собой обрезную доску,оборудованную соединительными элементами: пазом и шипом. При монтаже последующая доска входит шипом в паз предыдущей доски,образуя прочное соединение и гладкую поверхность без выраженных зазоров.

На фото- деревянная вагонка

Монтаж вагонки такого типа выполняется посредством гвоздевого соединения.

Среди преимуществ материала необходимо отметить следующее:

  • простота монтажа;
  • возможность покраски или покрытия лаком;
  • долговечность, при условии правильной предэксплуатационной обработки антисептиками и антипиренами;
  • небольшой вес, который не оказывает существенной механической нагрузки на кровельную систему в целом.

Важно: Таким материалом может выполняться внутренняя отделка мансардной крыши.

  1. Обрезная доска, некогда популярный отделочный материал, используемый как альтернатива более дорогой деревянной вагонке.

Отделка обрезной доской

Монтаж доски выполняется посредством гвоздей, реже посредством шурупов. Недостатком такого материала является наличие зазоров между смежными досками при отделке карниза крыши.

  1. Пластиковая вагонка — это отделочный материал, пользующийся все большей популярностью и востребованностью. Такой материал от деревянных аналогов выгодно отличает доступная цена, многообразие цветовых исполнений и широкий спектр типоразмеров. В итоге, можно подобрать пластиковую вагонку, соответствующую особенностям того или иного строительного объекта.

Карниз, облицованный пластиковой вагонкой

При монтаже пластиковых отделочных материалов следует учитывать термическое расширение и, как следствие,необходимость компенсационного зазора. Поэтому, монтируя вагонку,сторону, на которой располагается паз, прибиваем не максимально плотно, а с небольшим зазором (1-2 мм).

  1. Сайдинг — популярный современный отделочный материл. При облицовке кровельных свесов в основном применяется виниловая модификация сайдинга, которая, в отличие от металлических изделий,характеризуется малым весом.

Виниловый сайдинг

Отделка сайдингом под крышей осуществляется перпендикулярно направлению карниза. Применяя сайдинг, можно построить высококачественный вентилируемый кровельный свес, который будет долговечен, прост в обслуживании и недорог.

  1. Софит представляет собой специальную пластиковую панель,посредством которой выполняется отделка карниза. Материал внешне схож с сайдингом, но характеризуется большей толщиной и наличием специализированных сквозных отверстий, обеспечивающих вентиляцию подкровельного пространства.

На фото облицовка свеса софитом

Софит — это один из немногих отделочных материалов в состав, которого входит УФ-стабилизатор. Именно поэтому софит не выгорает и не обесцвечивается под воздействием прямых солнечных лучей.

Вывод

На рынке представлен широкий перечень материалов для отделки кровли изнутри и с внешней стороны. Выбирая оптимальное решение для проведения отделочных работ, и следуя инструкции, приведенной производителем, вы наверняка добьётесь желаемого результата. Для того чтобы получить больше полезной и интересной информации, посмотрите видео в этой статье.

Похожие статьи

Подшивка крыши своими руками

Подшивка кровельного свеса выполняет не только декоративную функцию, но и является важной конструкционной составляющей крыши любого типа. Правильно выполненная подшивка сохраняет достаточную вентиляцию подкровельного пространства. Как своими руками выполнить подшивку свесов, мы расскажем в этой статье.

Кровельный свес: назначение, виды, особенности

Кровельным свесом называется нижняя часть крыши, где стропила выступают наружу за периметр стен, а также боковые вылеты скатов над фронтонами. Строительными нормами размер кровельного свеса жестко не установлен, но принято выпускать стропила за пределы стен не менее чем на 40–50 см и не более чем на 100 см без дополнительных опор. Выпуск ската со стороны фронтона на практике не превышает 60 см.

Боковой свес

Главная задача этого элемента состоит в защите стен и фундамента здания от осадков. Еще одна немаловажная функция — обеспечение нормальной вентиляции подкровельного пространства (или же прослойки между утеплителем и кровлей в случае с мансардной крышей). Воздух, поднимающийся от нижнего окончания стропил, постепенно движется вдоль кровли до конька, вынося с собой лишнюю влагу и сохраняя оптимальный для кровельных материалов микроклимат. Такое движение воздушных потоков благоприятно сказывается на сроке службы отдельных элементов и крыши в целом.

Фронтонный свес

Фронтонный свес также оборудуется для защиты фронтальной стороны здания от влияния осадков. Чаще всего он сформирован выступающей за пределы фронтальной стены обрешеткой. Такой вариант является самым малозатратным и легким в обустройстве, но он не подходит для тяжелого кровельного материала. В этом случае фронтонный свес формируется стропильной конструкцией, которая выводится за край стены на необходимое расстояние. Естественно, что в конструкции четырехскатной крыши этот элемент отсутствует.

Особенности

Подшивка являет собой не только элемент декорации, но и важную конструкционную часть свесов. Несмотря на общее назначение фронтонного и бокового свеса, подход к их подшивке существенно отличается. И связано это прежде всего с конструктивными особенностями. Подшивать боковой свес всегда нужно с соблюдением одного важного правила — должна оставаться возможность для нормальной вентиляции. Иначе крыша будет подвержена накоплению влаги, что в дальнейшем приведет к порче материалов, намоканию утеплителя, образованию грибка и прочих малоприятных процессов. Поэтому при организации подшивки карнизного свеса не следует использовать герметики и пены.

А вот фронтальный свес требует иного подхода. Здесь незащищенные от порывов ветра участки могут подвергаться большим нагрузкам. Дело может закончиться отрывом кровельного материала и нарушением целостности конструкции крыши. Следовательно, герметичность находится на первом месте.

Подготовка свеса к подшивке

Подшивка кровельных свесов обычно выполняется на финальной стадии строительства. Крыша должна быть в законченном виде, на стенах присутствует вся планируемая наружная отделка.

К подготовительным работам по подшивке свесов относятся: отделка торцевой части (кромки) свесов, подгонка стропил по высоте и длине, сооружение короба при горизонтальной подшивке бокового свеса.

Кромка по торцам отделывается у обоих видов свесов. Это требуется для защиты подшивки от погодного воздействия, для придания законченного вида кровле и для крепления водоотводной системы на боковых свесах. Кромку можно делать из дерева или металла.

Кромка бокового свеса прибивается по торцам стропил, которые предварительно нужно подрезать в один уровень, выполняя подрезку параллельно стене. Учитывайте, что из-за неправильной подрезки торец будет кривой и внешний вид будет испорчен. Это распространяется и на фронтальный свес.

При отделке кромки фронтонного свеса параллельно стене подрезают обрешетку. Материал кромки прибивается по торцам обрешетки и к бруску конька. Верхнюю часть кромки необходимо защитить от осадков кровельным материалом.

Подшивка бокового свеса может осуществляться двумя способами: по стропилам или горизонтально. Горизонтальная подшивка подразумевает обустройство короба из брусьев, который крепится к стене и стропилам. Такой вариант применяется при крутом скате или в случае большого выноса. Нижняя плоскость короба должна быть строго перпендикулярна стене. По ней и будет осуществляться подшивка. Подшивка по стропилам выполняется при малом угле наклона крыши, а также при небольшом выносе свеса за предел стены. К стропилам прикручиваются доски или бруски, которые сформируют базу для будущей подшивки. К этой обрешетке будет непосредственно крепиться подшивной материал. Фронтальный свес в любом случае подшивается по обрешетке.

Выбор материала для подшивки

Этот момент в основном зависит от дизайна здания и финансовых возможностей его владельца. Для подшивки свесов применяются самые разнообразные натуральные и искусственные материалы. Основополагающими требованиями к подшивочному материалу являются:

  • защита кровельных свесов от погодного воздействия;
  • долговечность;
  • эстетика.

Деревянная подшивка

Дерево широко используется для подшивки свесов, причем как в виде обрезных досок, так и в виде строганных или вагонки из натурального дерева. Лучше всего себя зарекомендовали хвойные породы древесины, а также влагостойкие тропические. Последние в силу своей дороговизны не пользуются у нас большой популярностью.

Толщина доски должна быть около 20 мм. Если не предполагается лакокрасочное покрытие, то необходимо провести обработку антисептическими средствами. Также доски нужно выдержать на улице в укрытом от осадков месте 4–5 недель, чтобы избежать возможной деформации. При подшивке свеса досками обязательно следует оставлять щели для вентиляции. Чаще всего подшивку досками выполняют по такой схеме: кровельный свес подшивается досками, располагающимися вдоль стены, а фронтонный — поперек. Такой способ придает крыше целостный вид, что очень гармонично смотрится на деревянном доме.

Требования и процесс монтажа деревянной вагонки те же, что и у доски. Единственная разница состоит в том, что крепится она без щелей, а для вентиляции в теле подшивки проделываются отверстия на расстоянии 1,5–2 м, которые закрываются специальными решетками.

Металлическая подшивка

Металлические материалы для подшивки свесов достаточно разнообразны. Они отличаются и по виду используемого металла, и по типу самого материала. Для этой работы применяется медь, алюминий, оцинковка, листовой металл, профнастил.

Самой презентабельной, но в то же время и самой дорогой, является медная подшивка, производимая в виде софитов. Она очень хороша в эксплуатации и прослужит долгое время. Алюминий — легкий и эластичный материал, который также успешно применяется для подшивки кровельных свесов. У алюминиевых софитов единственным существенным недостатком является всего два варианта цветовой окраски — белый и коричневый. Софиты из оцинковки прослужат длительное время, и не будут терять свой начальный вид, но их вес может вызвать затруднения при монтаже. Профнастил, изготавливаемый из той же оцинковки, но имеющий цветовое покрытие, также используется для подшивки свесов. В основном его применяют на крышах, также укрытых профнастилом.

Подшивка ПВХ сайдингом

Самый доступный вариант подшивки. Плотный огнестойкий пластик, применяемый при его изготовлении, имеет достаточную прочность и хорошую устойчивость к погодным условиям. Его установка лишена технических сложностей. Отделка краев и угловых элементов выполняется с помощью П-образных полос и уголков. Для вентиляции используются специальные решетки. Крепить материал следует только в перпендикулярном к стене направлении.

Подшивка крыши софитами

Софит — это специальный металлический или пластиковый профиль, который выпускается исключительно для подшивки кровельных свесов. В софитах уже предусмотрены вентиляционные секции, реализованные на некотором расстоянии друг от друга, но есть варианты, где вентиляционная перфорация отсутствует.

Какие бывают софиты для подшивки кровельного свеса

Независимо от материала изготовления софиты имеют одинаковую конструкцию и способ установки. Глядя неопытным глазом, можно перепутать софит с сайдингом, но у первого значительно больше преимуществ. И далеко не на последнем месте среди достоинств стоит технология его монтажа.

Технология подшивки кровельного свеса софитами

Ничего сверхсложного в подшивке свеса софитами нет. Для них изготавливаются все необходимые элементы, при помощи которых отделываются торцы свесов, края материала, переходы, углы. Элементы крепления и отделки краев устанавливаются в первую очередь. В готовый каркас устанавливается профиль, заранее порезанный на необходимую длину. Крепятся софиты исключительно перпендикулярно стене.

В общей длине свеса обязательно нужно оставить 5–6 мм под тепловое расширение. Иначе материал в жару может подвернуться деформации.

Выводы и рекомендации

Очевидно, что подшивка свесов крыши лишена больших технических сложностей. Но выполнять ее в одиночку будет сложно, поэтому не помешает пригласить на помощь толкового друга. Выбирая материал, следует руководствоваться еще одним важным моментом — навыки работы с ним. Если вы впервые прикасаетесь к дереву или металлу с инструментом, вряд ли с первой попытки это получится хорошо. А смотреть на результат такого эксперимента придется очень долго. Лучше посмотрите в сторону полуфабриката-конструктора — софитов.

рмнт.ру

15.09.15

Отделка крыши — обустраиваем карнизы и печную трубу самостоятельно

Vadim

2857 0 0

Когда основные кровельные работы окончены, приходит время обустроить карниз крыши дома и привести в порядок печную трубу. Сейчас мы вместе разберем, какие материалы используются для этих целей, в чем преимущества тех или иных материалов и как своими руками отделать карнизы и наружную часть кирпичной трубы.

Отделка кровли это завершающий этап облицовки дома.

Обустройство карнизов

Если оставить свес крыши без внимания, то уже через пару лет практически весь кровельный пирог придет в негодность и внутренняя отделка чердачного помещения (если таковая имеется) начнет портиться.

Какие бывают карнизы

Карнизы бывают 2 видов — боковые и фронтонные:

  1. Боковой карниз или свес — это нижняя горизонтальная кромка плоскости кровли. Боковые свесы важны для вентиляции, через них воздух заходит под кровлю и, пройдя кровельный пирог, выходит через конек. Если свес полностью закрыть, то конденсат потихоньку уничтожит кровельный пирог, а если не закрывать, то кровлю подпортят птицы;
  2. Фронтонный карниз — это наклонная, торцевая часть кровли. С вентиляцией этот свес никак не связан, но под открытые фронтоны ветер будет задувать влагу и опять же птицы начнут селиться. Результат практически тот же — испорченная кровля.

Расположение бокового свеса и фронтонного карниза крыши.

Расположение бокового свеса и фронтонного карниза крыши.

Делаем вывод — боковые свесы нельзя зашивать наглухо, так как перекроется вентиляция кровельного пирога, а фронтоны наоборот желательно обустраивать герметично, чтобы перекрыть доступ влаге.

Материал для обустройства

Выбирая материал для обустройства карнизов не забывайте, что он должен вписываться в общий стиль дома. Согласитесь — пластик для солидного деревянного дома вообще не подходит, равно, как и вагонка в оштукатуренном доме с кровлей из металлочерепицы будет смотреться нелепо.

  • Обрезная доска — прекрасный не дорогой материал, для свесов лучше брать доску толщиной 25-30 мм. Но на боковых свесах придется делать зазоры между планками 10- 15 мм, плюс доска, чем ее не обрабатывай, больше 5- 7 лет не простоит, дальше дерево потеряет вид, а потом вообще начнет трескаться и деформироваться;

Обрезная доска хорошо подходит для отделки свесов деревянного дома.

  • Вагонка деревянная — этот популярный материал имеет достойный вид. Для фронтонных карнизов вагонка подходит хорошо, ведь соединяется она по принципу шип-паз, а на боковых свесах придется делать вентиляционные окна. И опять же — тонкие деревянные планки на улице, под ветрами и дождем долго не простоят;

Свесы из вагонки смотрятся очень аккуратно.

  • ПВХ сайдинг — этот материал еще называют пластиковой вагонкой. Облицовка свесов крыши сайдингом сейчас очень популярна, ведь материал не дорогой. Пластик долговечен и не боится влаги, но отделка бокового карниза крыши сайдингом всплошную не допустима, в любом случае придется устанавливать вентиляционные решетки;

ПВХ сайдинг может декорироваться под разные материалы.

  • Профлист или профнастил — рифленый оцинкованный стальной лист с полимерным покрытием это надежная защита для вашего свеса. При правильном монтаже это покрытие способно продержаться дольше, чем сама кровля. Отделка карниза крыши профнастилом будет хорошо смотреться на кровле из металлочерепицы или иного подобного материала;

Профлист едва ли не самый долговечный материал для свесов.

  • Листовой металл — в бюджетном варианте это оцинковка, но здесь нужно брать листы с полимерным покрытием, так как «голое» цинковое напыление не надежно. Существуют еще алюминиевые и медные карнизы, материал отличный, но стоит дорого;

Медный лист надежный, но дорогостоящий материал.

  • Листы фанеры и ОСП — в данном случае для карнизов нужно брать только влагостойкие листы, а они намного дороже обычных, плюс такой карниз нужно будет еще чем-то декорировать, ведь сами по себе фанера или ОСП смотрятся не очень нарядно;

Карнизы из ОСП нужно обязательно чем-либо декорировать.

  • Софиты — отделка карнизов крыши софитом это последний писк моды, такую облицовку можно крепить как на боковые, так и на фронтонные свесы. Вентиляционные окна в данном случае не будут портить вид карниза, ведь планки софитов идут с перфорацией. Сейчас выпускают стальные, медные, алюминиевые и ПВХ софиты.

Ориентировочная цена ходовых материалов из расчета на 1 м².

Так как отделка свесов крыши софитом сейчас самая популярная я расскажу о монтаже именно этого материала.

Как отделать свесы софитом

Иллюстрации Рекомендации
Инструменты:
  • Карандаш;
  • Шуруповерт;
  • Рулетка;
  • Болгарка;
  • Угольник;
  • Ножницы по металлу;
  • Уровень.
Элементы софитной системы.

Элемент 1.

Софитная панель с перфорацией для обеспечения вентиляции свесов.

Элемент 2.

Софитная панель без перфорации предназначена для закрытых фронтонных карнизов, но частично может использоваться и на боковых свесах.

Элемент 3.

Отделочная планка для бокового крепления панелей.

Элемент 4.

Отделочная планка для стыковки панелей между собой.

Элемент 5.

Деревянные бруски сечением 30х50 мм. Из них будет собираться каркас.

Разметка.

Этап 1.

Ориентируясь по лобовой доске карниза, при помощи уровня ставим отметки на стене дома.

Этап 2.

При помощи того же уровня переносим разметку на стену полностью.

Крепление направляющих.

Этап 1.

Над линией разметки крепим рейку к стене дома. Способ крепления подбирается в зависимости от материала, из которого сложен дом.

Для деревянного дома подойдут длинные саморезы, а для кирпичного нужно брать анкера или дюбеля быстрый монтаж.

Этап 2.

Теперь с учетом толщины несущего профиля крепим бруски с тыльной стороны лобовой доски.

Дополнительная рейка.

Если расстояние между лобовой доской и стеной дома превышает 80 см, то снизу по центру крепится еще одна промежуточная рейка.

Если расстояние меньше или равно 80 см, то достаточно двух боковых реек.

Крепление планок.

Несущие планки крепятся к деревянным брускам при помощи саморезов с широкой и плоской шляпкой. Крепим по обеим сторонам — в угол стены и лобовой доски.

Развернутый угол.

Слегка развернутый угол планки обеспечивает плотное прилегание к основе и не дает ветру задувать под облицовку.

Стыковка планок.

Чтобы соединить планки между собой, нужно вырезать часть крепежного места и вставить планки одна в другую с учетом линейного расширения материала 10-15 мм.

Фиксация саморезами.

Чтобы при линейном расширении планок они могли двигаться, саморезы нельзя закручивать плотно, зазор между шляпкой и планкой составляет порядка 1 мм.

Нарезаем панели.

Панели отмеряются и нарезаются с учетом температурного расширения материала, то есть, чуть короче.

Вставляем панели.

Этап 1.

Вставляем панель в несущие профили.

Этап 2.

Заводим край монтируемой панели в паз предыдущей и прижимаем до характерного щелчка.

Соединительная планка.

При прямой стыковке соединительная планка просто прикручивается к несущим брускам.

Если обустраивается угол, то планка зарезается по обеим сторонам по форме несущих профилей и крепится.

Монтаж елочкой.

Смонтировать планки елочкой также несложно:

  • Вставляете планку в базовый несущий профиль;
  • Размечаете и отрезаете элемент с учетом захода в соединительный профиль;
  • Вставляете планку в пазы и крепите саморезами.
Отделка торцов.

Вертикальные плоскости карниза обустраиваются аналогично, только здесь используются цельные планки, без перфорации и не забывайте оставлять зазор для температурного расширения материала.

На этом отделка свесов крыши софитом окончена.

На видео в этой статье показано обустройство карнизов в деталях.

Обшивка трубы

Отделка печной трубы зачастую необходима в случаях, когда кровля выполнена новыми материалами, к примеру, металлочерепицей или профлистом, ведь старая кирпичная труба на крыше из металлочерепицы испортит весь вид.

Чаще всего трубы обшиваются на крыше металлом, обычно это профнастил или профлист. Но обустройство дымохода на крыше профнастилом это только полдела, трубу еще нужно утеплить, иначе кирпич будет разрушаться, а изнутри труба начнет интенсивно «зарастать» сажей.

Далее я пошагово расскажу и покажу, как отделать трубу профлистом с утеплением:

Профлист и профнастил это практически один и тот же материал, разница лишь в том, что у профнастила высота волны идет более 20 мм.

Иллюстрации Рекомендации
Инструмент:
  • Перфоратор;
  • Шуруповерт;
  • Ножницы по металлу;
  • Рулетка;
  • Уровень;
  • Молоток;
  • Отвес;
  • Карандаш;
  • Болгарка.
Сооружаем леса.

Отделка дымохода на крыше занятие опасное, поэтому первое с чего следует начать — это сборка деревянных лесов.

Для этого через кровельное покрытие к стропилам на крыше крепятся 2 несущих бруска, по обе стороны дымохода, а потом на основе этих брусков сооружаются леса, если конек недалеко, то можно зацепить леса за конек.

Также не забудьте про персональную страховку.

Крепим подвесы.

Вся облицовка и утепление будет крепиться на подвесах. Это те самые подвесы, которые используются для монтажа каркаса под гипсокартон.

К трубе подвесы фиксируются в двух точках дюбелями быстрый монтаж.

Утепляем трубу.

Трубу я рекомендую утеплять экструдированным пенополистиролом, в данном случае был взять «Пеноплэкс» толщиной 30 мм, но лучше использовать плиты 50 мм.

Технология простая:

  • Прорезаем отверстия в плитах;
  • Надеваем них на подвесы;
  • Запениваем монтажной пеной зазоры.
Монтируем несущий каркас.

Каркас делается из стандартных металлических CD профилей. Профили вставляются между планками подвесов и фиксируются по бокам саморезами.

Профиля выставляются строго по отвесу.

Обшивка трубы.

Теперь нарезаем листы нужного размера и крепим их саморезами с прессшайбой к профилям.

Волну можно ориентировать как поперек, так и вдоль трубы, но, на мой взгляд, удобней монтировать поперек. Так саморезы завинчиваются через волну и меньше вероятность ошибки.

Установка уголка.

Когда контур обшит, по углам прикручиваем металлические уголки 50х50 мм.

Монтаж козырька.

Последний этап облицовки трубы на крыше из профнастила — это установка козырька.

Козырьки продаются уже готовые, вам просто нужно саморезами прикрутить ножки козырька к горизонтальному несущему профилю.

Вывод

Я не скажу, что смонтировать карниз и обшить трубу своими руками слишком легко, я показал, как это получилось у меня и при желании вы сможете сделать также. Если остались вопросы, пишите в комментарии, постараюсь помочь.

Трубы на крыше из профнастила смотрятся аккуратно и служат долго.

8 июня 2017г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!


Смотрите также