Отделка из ткани


8 советов по выбору ткани для отделки стен

Natalia | 18.12.2016 | Отделка стен | |

Чтобы сделать интерьер эксклюзивным и уникальным, используют самые разные варианты отделки стен. Один из интереснейших вариантов – отделка стен тканью. Различных способов и вариантов реализовать ее масса, так как ткань можно крепить по-разному, использовать полотна разных цветов и узоров, комбинировать с другими материалами, получая в итоге по-настоящему оригинальное решение. Что нужно учесть при выборе ткани для отделки стен и какие существуют способы ее крепления?

№1. Достоинства и недостатки отделки стен тканью

Стабильно растущая популярность на отделку стен тканью объясняется рядом преимуществ подобного декора:

  • эстетичность и отличный внешний вид при огромном разнообразии возможных цветов и рисунков – это основный плюс такой отделки;
  • дополнительная тепло- и звукоизоляция помещения;
  • натуральная ткань – это дышащий материал, поэтому позволит сохранять оптимальный микроклимат помещения;
  • подобным способом можно замаскировать незначительные недостатки стен;
  • ткань эластичная, поэтому усадка будет нестрашна;
  • отсутствие мусора при отделке;
  • если тканевое полотно широкое, то количество швов будет минимальным.

Есть у ткани и существенные недостатки:

  • материал способен впитывать запахи, поэтому использовать такую отделку лучше как можно дальше от кухни;
  • ткань притягивает пыль, поэтому будет нуждаться в регулярном уходе;
  • самостоятельно справиться с монтажом ткани несколько сложнее, чем обоев, хотя процесс нельзя назвать слишком сложным.

Современные производители предлагают ткани, которые обрабатываются специальными составами, поэтому меньше впитываю влагу, не выцветают, не притягивают пыль и даже могут противостоять воздействию влаги, поэтому минусы подобной отделке постепенно сводятся к минимуму.

№2. Какую ткань лучше выбрать для стен?

Для отделки стен можно использовать практически любые ткани:

  • натуральные. Часто применяют жаккард, парчу, лен, реже используют хлопок, шелк, атлас;
  • искусственные. Самый яркий пример – вискоза;
  • синтетические: полиэстер, полиамид, полипропилен.

Конечно же, синтетические и искусственные ткани намного лучше ведут себя в эксплуатации, они не мнутся, не накапливают статическое электричество, не так притягивают пыль, почти не выцветают, но они не натуральны. Лучший вариант – смешанные ткани, произведенные частично из натуральных волокон, частично – из синтетических, что позволяет им чудесно показывать себя в эксплуатации и оставаться дышащими.

Лучше приобрести ткань, которая прошла специальную обработку, чтобы быть более устойчивой к воздействию солнечных лучей, пыли, влаге.

Рисунок лучше выбирать такой, чтобы он не утомлял и не раздражал зрение свой пестротой. Некоторые ткани имеют подложку из поролона, что придает им улучшенных прочностных характеристик.

№3. Где лучше использовать отделку из ткани?

Учитывая свойства ткани, назвать ее универсальной отделкой для любого помещения не получится. Этот материал лучше использовать в таких помещениях, как:

  • спальни;
  • гостиные;
  • кабинеты.

Кухни, прихожие, детские,– все это помещения, где стены часто пачкаются, а так как очистка материала – это очень сложный и трудоемкий процесс, лучше воздержаться от подобного варианта декорирования. Тем не менее, нередко ткань используется для отделки стен в ресторанах.

№4. Способы крепления ткани

Сегодня используется несколько способов отделки стен тканью. Основные из них:

  • оклейка – самый распространенный вариант, который чем-то напоминает монтаж обоев, поэтому площадь комнаты не уменьшается. В данном случае лучше использовать легкие ткани (муслин или тюль, например), поэтому поверхность стен должна быть выровненной и гладкой.
  • обивка. Такой способ требует сооружение каркаса, поэтому на несколько сантиметров пространство комнаты уменьшится, да и дополнительные материалы потребуются, зато основную поверхность можно практически не подготавливать к отделке, да и провода можно будет спокойно расположить за тканью;
  • драпировка. В этом случае текстиль будет напоминать привычные для нас занавески, только прикрывать они будут не окно, а глухую стену или перегородку. Карнизы могут быть как декоративными, так и скрытыми. Иногда вместо скрытых карнизов используют липкую ленту, что в последующем упрощает процесс стирки тканевого полотна. Таким образом можно выполнять как легкие драпировки, так и пышные многоярусные и даже декорировать стены по принципу японских штор, поэтому данный вариант отделки отлично подходит для любых типов интерьера;
  • отделка части стены, ниши, создание аппликации. В этом случае ткань может крепиться одним из перечисленных выше методов, но только на часть стены. Эффектно смотрится такое украшение над изголовьем кровати, особенно когда используется одинаковая ткань и для отделки стен, и для портьер. Таким образом можно зонировать пространство комнаты, подчеркивать интересные элементы, например, ниши.

№5. Как выполнить оклейку стен тканью?

Конечно же, процесс монтажа ткани на стены не самый простой и в одиночку с ним не справиться, но вдвоем при должном уровне аккуратности оклеить стены тканью не так уж и сложно. Главное следовать простым советам:

  • выбирать лучше как можно более широкую ткань, в идеале ширина рулона должна быть больше высоты комнаты – тогда отделка будет полностью бесшовной. Если же ширины недостаточно, то нужно заранее сшить несколько отрезков ткани, чтобы получилось полотно необходимых размеров;
  • важное внимание нужно уделить подготовке стен: они должны быть гладкими, ровными и сухими;
  • если материал дает несильную усадку, то его достаточно просто прогладить, если же усадка сильная, то, прежде всего, его нужно намочить, высушить и прогладить, и только потом приступать к сшиванию полотен;
  • клеят готовое полотно только по краям, клей наносят на стену. Проще начинать с крайней левой стороны, ширина полоски клея около 10 см. Если ткань тяжелая, то лучше использовать дополнительное временное крепление – деревянные рейки;
  • следующим приклеивают верхний край ткани и ждут, пока клей полностью высохнет, чтобы можно было как следует натянуть полотно ткани и приклеить его сначала с правой стороны, а потом и снизу;
  • лучше брать ткань с запасом, а после монтажа лишние части можно просто подрезать;
  • начинать приклеивание можно сверху, потом крепить ткань по бокам, а потом – снизу.

По краям, где ткань приклеивалась к стене, на следующий день могут образоваться пузыри воздуха. В этом случае достаточно лишь сделать проколы и прогладить утюгом.

После монтажа и высыхания ткани стену можно декорировать плинтусами, молдингами, багетами – тут уже дело вкуса и выбранного стиля интерьера.

№6. Как выполнить обивку стен тканью?

Обивка или даже обтяжка стен тканью потребует сооружение каркаса, который может выполняться из деревянных, пластиковых или даже резиновых планок. Обычно используют деревянные планки, а процесс монтажа выглядит таким образом:

  • нужно подготовить деревянные планки нужной длины, толщиной 10 мм и шириной 50-70 мм;
  • сначала крепятся все горизонтальные планки: под потолком, над полом, над дверными и оконными проемами;
  • потом монтируются вертикальные планки, начиная от угла с шагом 0,5-0,6 м;
  • начинать крепить выглаженное полотно необходимо с угла около потолка, для крепежа используют степлер или гвозди, расстояние между которыми должно быть на уровне 5-10 см;
  • ткань натягивается с большим усилием, отвесом проверяется вертикальность полотнища, при этом нужно следить, чтобы на ткани не образовывались складки;
  • припуски ткани после монтажа, отверткой заправляют под деревянные планки.

Вместо деревянных планок можно использовать готовый поливинилхлоридный профиль, благодаря которому можно получать самые причудливые формы, правда, он достаточно дорогой и применяется для крепления полиэстера.

№7. Как еще можно крепить ткань к стене?

Не так часто, но все же используется способ крепления ткани с помощью гвоздей. В этом случае материю просто прибивают к стене – легко и надежно. По краям можно использовать толевые гвозди, по центру – с декоративными шляпками.

Драпировка стен тканью выполняется максимально простым способом. В этом случае достаточно приклеить на стену ленту с петельками, а вторую часть ленты с крючками пришить к полотну. Таким образом, можно получить какие угодно драпировки и самые интересные эффекты. Более того, ткань в любую минуту можно будет снять и постирать.

№8. Производители тканей для отделки стен

Конечно же, никто не запрещает использовать для отделки стен совершенно любую ткань, но для получения максимально качественного результата лучше использовать ткани от самых именитых производителей, среди которых стоит выделить:

  • Bekaert Textiles – это бельгийский производитель текстиля. Его ткани для отделки стен требуют минимум ухода, отличаются плотным переплетением и наличием тефлонового покрытия, которое делает поверхность максимально устойчивой к механическим повреждениям. Производитель заявляет, что его ткани устойчивы к повышенной влажности и даже могут быть использованы в ванных. Ассортимент рисунков и узоров более чем приличный;
  • Creation Baumann – ткани швейцарского производства, которые отличаются повышенной прочностью и массой самых разных оттенков и узоров, есть даже ткань с эффектом звездного неба;
  • Sangiorgio – известная итальянская компания по производству жаккардовых тканей. Производство работает уже более 40 лет, и все это время традиции и принципы остаются неизменными: высочайшее качество и постоянное расширение ассортимента. Настенные ткани представлены в нескольких коллекциях, поэтому найти максимально подходящее по дизайну полотно не так сложно;
  • Lesura – ткани французского производства, которые производятся на основе хлопка, полиэстера и пена или хлопка и вискозы. Рулоны имеют ширину 2,6-2,95 м, поэтому в абсолютном большинстве помещений можно монтировать покрытие бесшовно. Все ткани ассортименте имеют противопыльное и противопятенное покрытие, не выцветают на солнце, поэтому компания не боится давать гарантию на свою продукцию на 10 лет. В ассортименте 21 фактура и 170 цветов;
  • Clara Lander – французский производитель тканей, который фигурирует на рынке с 1981 года. Сегодня его продукция используется дизайнерами по всему миру для обустройства жилых домов, офисов, гостиниц, ресторанов и телевизионных студий. Ассортимент расцветок впечатляет: от однотонных полотен спокойных оттенков до тканей, имитирующих расцветку шкур животных. Все ткани компании обладают антистатичными свойствами, водонепроницаемы, они проходят обработку противоплесневыми и антибактериальными составами. Пятна с поверхности удаляются легко, в продаже есть стандартная и огнезащитная продукция. Крепить к стене эти ткани лучше с использованием каркаса;
  • Bruvatex – известный бельгийский производитель качественных тканей для отделки стен. Изготавливаются полотна шириной 2,8 м из хлопка или из смеси хлопка и вискозы, все ткани проходят обработку антистатическим и противовыгораемым составами, поэтому срок их службы достаточно продолжительный. Крепятся к стене на профиль, в ассортименте масса цветов и рисунков на любой вкус. Пятна с такого покрытия легко удаляются – главное, не оставлять их засыхать.

Если взять ткань от надежного и зарекомендовавшего себя производителя, то все минусы отделки стен тканью можно свести к минимуму, наслаждаясь только многочисленными преимуществами.

remstroiblog.ru

Виды тканей по способу отделки

Классификация текстильных волокон

Все волокна, из которых можно получить ткань, делятся на

Натуральные и химические.

Натуральные волокнасоздаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.

Натуральные волокна растительного происхождения.

  • Хлопок
  • Лен
  • Крапива
  • Конопля
  • Джут
  • Кенаф
  • Бамбук

Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в коробочке хлопчатника.

· Хлопчатник - однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волокнами. Эти волокна называют хлопком. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 52мм. Природный цвет волокон – белый, кремовый, бежевый и др.

· Виды хлопчатобумажных тканей:

· Байка Батист Бумазея Бязь Вельвет Канва Сатин Ситец Тик Фланель

Лен – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён – долгунец. Длина волокон от 35 до 90 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Лен называется русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350 - 650 волокон. Льняную соломку вымачивают, сушат, мнут, треплют и получают льняное волокно, из которого делают ровницу.

Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.

Волокно– это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз больше, чем их поперечный размер.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных материалов.

Получение ткани

Ткань получают из ниток. Сами волокна короткие,но из них получают длинные нити. Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называются прядением, а нить - пряжей. Получение нитей - это прядение. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу, а на ткацких станках путем переплетения нитей основы и утка получают ткани.

Процесс производства хлопчатобумажных тканей можно представить следующим образом:

· Чесальный цех

· Ленточный цех

· Ровничный цех

· Прядильное производство

· Ткацкое производство

· Отделочное производство

Получение ткани:

Пряжа – тонкая длинная нить, выработанная из тонких волокон путём их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток..

Прядение – совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа.

Нить основы (долевая нить) – нить, идущая вдоль ткани.

Нить утка (уточная нить) – нить, идущая поперёк ткани.

Кромка – неосыпающийся край ткани.

Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и нитей утка.

Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.

Ткань – материал, изготовленный на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

Процесс производства тканей из растительных волокон:

Первичная обработка волокна

Очищенное волокно

Прядение

Пряжа – нить

Ткачество

Ткань суровая

Отделка ткани

Готовая ткань

Нитьоснова – гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скрученная, натянута как струна, плотная, жесткая, прочная. Растяжению не поддается. При резком растяжении издает звонкий звук. В ткани определяет длину, проходят вдоль кромок ткани.

Нитьуток – пушистая, толстая, неравномерная по толщине, слабо натянута, слабо скрученная, гибкая, мягкая, нить уток заполняет пространство между нитями основы. Нить уток поддается растяжению. При резком растяжении ткани издает глухой звук. В ткани нить уток определяет ширину. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие проходят поперек ткани. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

По краям нити основы расположены чаще, поэтому получается более плотное переплетение – кромка – неосыпающийся край ткани.

Признаки определения направления нитей в ткани:

1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.

Переплетением нитей в тканях называется порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка. Если на лицевой стороне ткани преобладают уточные перекрытия, то такое переплетение называется уточным, а если преобладают основные перекрытия, то такое переплетение называется основным.

Раппорт

Раппортом (повторяющийся рисунок переплетения) -переплетения называется одна законченная часть рисунка переплетения, при повторении которой получается непрерывность рисунка в направлении основы и утка.

Переплетения тканей

Переплетения нитей могут быть разнообразные. Самое простое - полотняное. Это наиболее распространенный вид переплетения, когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. Полотняное переплетение наиболее простое и распространенное. Его перекрытия расположены в шахматном порядке. Частые переплетения (через одну нить) обеспечивают относительную жесткость ткани, хорошую прочность, устойчивость к относительному сдвигу нитей, невысокую растяжимость.

От рисунков переплетения зависят свойства тканей (сыпучесть, растяжимость, упругость, блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства). Рисунок переплетения учитывают при моделировании, конструировании, раскрое ткани и пошиве изделий. Существует 4 класса переплетений: Простые (гладкие); Мелкоузорчатые; Сложные; Крупноузорчатые.

Ткани имеют две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки

Отделка ткани

Отделка ткани состоит из ряда разнообразных процессов, в результате которых из суровой неотделанной ткани, снятой с ткацкого станка, получается готовая ткань.

Цель отделки — улучшение свойств ткани, придание ей товарного вида.

Предварительная отделка:

1. Опаливание (удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон).

2. Расшлихтовка (замачивание ткани с целью уда

ления из нее шлихты — пропитки, нанесенной

на нити основы в процессе ткачества).

3. Отваривание (полная очистка от примесей).

4. Мерсеризация (название от имени анг. изобретателя Дж. Мерсера — }. Мегзег) — обработка и

промывание для получения блеска, гигроскопичности, прочности.

5. Беление (обесцвечивание ткани).

6. Ворсование (от ср.-перс, варе — волос) — создание на поверхности ткани ворса с целью мягкости, теплозащитности.

Крашение и печатание

Во время крашения ткань поглощает из раствора красящее вещество (естественные красители — растительного происхождения; синтетические — из камней).

Печатание — это процесс нанесения цветного рисунка красителями:

• прямое печатание — на белую или гладкокраше

ную ткань набивают рисунок;

• вытравной способ — на гладкокрашеную ткань

наносится вытравка (вещество, разрушающее

краситель) и остается белый рисунок.

Заключительная отделка

1. Аппретирование (от фр. арргёЧе — окончательноотделывать) — нанесение на ткань аппрета дляпридания ей плотности (крахмал), гигроскопичности (глицерин, соль), белизны (отбеливатели), блеска (масло, жиры, воск).

2. Ширение(придание ткани стандартной ширины).

3. Каландрование (от фр. са!апс!ге — каландр — устройство для повышения плотности и гладкости

материалов, тканей) — разглаживание ткани.

Специальная обработка тканей. Некоторые ткани пропитывают специальными растворами для придания ей, например, непромокаемости, огнеупорности и т. д.

Виды тканей по способу отделки

1. Ткань суровая — ткань, снятая с ткацкого станка.

2. Ткань отбеленная — суровая ткань, отбеленная спомощью специальных отбеливателей.

3. Ткань гладкокрашеная — ткань, окрашенная в один цвет.

4. Ткань набивная — ткань, на которой набивают (печатают) рисунок.

5. Ткань пестротканая (в полоску или клетку) — ткань, сотканная из пряжи, окрашенной в разные цвета.

6. Ткань меланжевая (в крапинку) (от фр. те!ап§е —смесь) — ткань, сотканная из пряжи, полученной из смеси окрашенных в разные цвета волокон.

Ткань по назначению бывает:

• бытовая (одежда),

• техническая (брезент),

• специальная (одежда для пожарных).

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Отделка тканей

Отделкой тканейназывают совокупность химических и физико-механических процессов, в результате которых суровая ткань превращается в готовую.

В процессе отделки устраняются имеющиеся на суровых тканях загрязнения, а также снижается усадка, увеличивается срок службы, улучшаются эстетические и гигиенические свой-

ства тканей. Путем различных воздействий уменьшается сми-наемость и улучшаются теплозащитные свойства тканей. Они приобретают водоупорность (водоотталкивание). Из одной и той же суровой ткани в процессе отделки получают готовые ткани с неодинаковыми свойствами и различного назначения.

Характер и условия отделочных операций меняются в зависимости от строения тканей, их назначения и особенно природы пряжи или нитей, из которых они получены. Поэтому отделка тканей производится на отделочных фабриках (цехах), которые специализируются на отделке хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей и тканей из химических волокон.

Суровые ткани, поступающие на отделку в отделочный цех или на отделочную фабрику, подвергают контрольной разбраковке: шерстяные и шелковые — в количестве 100 % , а хлопчатобумажные и льняные — 10 %. Все ткани проходят физико-механические испытания в лаборатории. После этого на обоих концах тканей ставят клеймо несмываемой краской; на шерстяных тканях клеймение заменяют вышивкой. Отделывают ткани непрерывной лентой, поэтому отдельные куски сшиваются на швейных машинах.

Полный цикл отделки тканей любого ассортимента состоит из ряда самостоятельных, но взаимосвязанных этапов: предварительной отделки, крашения и узорчатой расцветки, заключительной отделки, специальной отделки.

Предварительная отделка предназначена для подготовки тканей к последующему крашению или нанесению узорчатой расцветки. Характер подготовительных операций и их количество зависит от сырьевого состава, вида сопутствующих и загрязняющих веществ на ткани. Предварительная отделка может включать в себя (в зависимости от волокнистого состава ткани) следующие операции: опаливание, расшлихтовку, отварку, карбонизацию, мерсеризацию, отбелку, валку, ворсование, ратинирование, мокрую декатировку, оживление, утяжеление, термофиксацию.

Опаливание суровой ткани различного волокнистого состава необходимо для удаления выступающих кончиков волокон, которые отрицательно влияют на крашение и набивку (печатание). Опаливание осуществляется на плитных и газовых опальных машинах.

Расшлихтовку проводят для всех видов ткани с целью удаления из суровья шлихты, нанесенной на нити основы в процессе их подготовки к ткачеству, а также загрязнений и менее устойчивых естественных примесей (пектиновых и азотистых веществ).

Отварка для хлопчатобумажных и льняных тканей осуществляется в щелочных растворах, а шелковых — в мыльных. В процессе отварки в результате омыления жиров они удаляются с волокон вместе с воскообразными и другими веществами. Отваренная ткань становится мягкой, приобретает способность смачиваться водой, что очень важно для последующих операций отделки (крашения и набивки).

Карбонизация — обработка чистошерстяных тканей 4— 5 % -ным раствором серной кислоты для очистки их от растительных примесей.

Мерсеризация — обработка хлопчатобумажных тканей при пониженной температуре концентрированным раствором едкого натра с последующей промывкой горячей и холодной водой. Мерсеризованные ткани отличаются мягкостью, шелковистостью, повышенной механической прочностью и гигроскопичностью.

Отбелка суровых тканей необходима для разрушения и обесцвечивания природной окраски волокна и придания ткани устойчивой белизны и мягкости. Отбеливают ткани, предназначенные для окраски в светлые тона и светлой печати, а также бельевые. В качестве отбеливающих веществ используют растворы окислителей: перекись водорода, гипохлорит натрия и кальция и др. Кроме химического отбеливания тканей, применяют также оптическое отбеливание с применением лейкофора, бланкофора.

Отбелка шелковых тканей проводится редко, так как природные красящие вещества удаляются при отварке. Отбелка льняных тканей затруднена, поэтому отбеливают пряжу — в четыре стадии, каждой из которых соответствует своя степень белизны.

Валка — процесс механической обработки шерстяных суконных тканей с целью их уплотнения и создания войлокооб-разного настила, полностью или частично закрывающего рисунок ткацкого переплетения. После валки ткань становится плотнее, толще, мягче, кроме того, повышаются ее теплозащитные свойства и стойкость к истиранию.

Ворсование осуществляется с целью придания тканям повышенной мягкости, пористости и улучшения теплозащитных свойств. Операция проводится на специальных ворсовальных машинах с помощью системы валиков, обтянутых игольчатой лентой. Как правило, ворсование проводят до крашения и набивки.

Ратинирование проводится на ратинирмашинах для некоторых ворсовых шерстяных суконных тканей с целью фигурного расположения ворса на их поверхности.

Мокрая декатировка — обработка гребенных и тонкосуконных тканей горячим паром и водой с целью устранения внутренних напряжений и предупреждения образования заломов при дальнейшей обработке.

Оживление проводится для тканей из натурального шелка слабыми растворами органических кислот (уксусной, молочной, муравьиной). После него ткани приобретают характерный скрип или хруст.

Утяжеление — обработка отваренного шелка некоторыми минералами (солями железа, олова, свинца, цинка и др.) и органическими соединениями (дубящими веществами). После такой обработки ткани приобретают повышенную массу, плотность, массивность.

Термофиксация проводится для тканей из синтетических волокон. Она заключается в нагревании и быстром охлаждении. Нагревание может быть выполнено кипящей водой, насыщенным водяным паром, контактным способом, горячим воздухом, инфракрасными лучами и другими способами. Ткани, прошедшие термофиксацию, практически безусадочны и устойчивы к сминанию, образованию заломов и складок.

Крашение и узорчатая расцветка тканей. Под крашением тканей понимают процесс изменения их природной окраски путем поглощения красящего вещества из раствора. Красителями называются естественные или синтетические органические соединения, способные в процессе крашения придавать тот или иной цвет волокнистым материалам. Процесс крашения состоит из четырех фаз: диффузии частичек красителя в красильной ванне в направлении к волокнистому материалу; адсорбции красителя внешней поверхностью волокна; диффузии красителя внутрь волокна; фиксации красителя волокнистым материалом.

Хлопчатобумажные ткани окрашивают следующие красители: прямые, сернистые, кубовые, азокрасители, активные, черный анилин, пигментные и др.

Льняные ткани чаще всего окрашиваются кубовыми, сернистыми, прямыми красителями.

Шерстяные ткани окрашивают кислотными, кислотно-протравными, прямыми и металлсодержащими красителями.

Крашение шелковых тканей производится теми же красителями, что и шерстяных, но фиброин шелка менее устойчив к кислотам, поэтому шелк красят чаще всего прямыми, хромовыми и реже протравными и кубовыми красителями.

Ткани из химических нитей (вискозных, медно-аммиач-ных) окрашиваются теми же красителями, что и хлопчатобу-

мажные. Ткани из ацетатных и триацетатных нитей окрашивают специально разработанными целлитоновыми красителями. Крашение синтетических волокон затруднено в связи с их низкой гигроскопичностью, поэтому окрашивают именно волокна, из которых будет получена ткань, а не ее саму. При этом используют автоклавный метод крашения, ультразвук, повышен ную температуру, вещества, вызывающие их набухание, и т.д..

Технологический процесс нанесения рисунка на ткань называется печатанием, или набивкой. Он используется для получения узорчатой расцветки на белой или окрашенной ткани. Узорчатая расцветка тканей достигается следующими способами: ручной набивкой; аэрографным способом; сетчатыми шаблонами (фотофильмпечатыо); полихроматическим способом; способом термопечати (сублистатик); на печатных машинах.

Ручная набивка осуществляется с помощью деревянных форм с рельефными рисунками. Она применяется только для набивки штучных изделий, так как малопроизводительна и дорога.

Аэрографный способ основан на нанесении красителя на ткань с помощью пульверизатора через накладные шаблоны с вырезанными узорами.

Сетчатыми шаблонами (фотофильмпечатыо) получают печатные рисунки на ткани с помощью шаблонов, которые представляют собой металлическую прямоугольную раму с натянутой на нее ситовой тканью из капрона. Поверхность сетки покрывают пленкой, оставляя свободные участки в виде определенного рисунка. Рамку шаблона кладут на раскрашиваемую ткань, наливают краску и при помощи резиновой пластины (ракли) протирают ее через сетку. Если рисунок многоцветный, то применяют столько шаблонов, сколько цветов в рисунке.

Полихроматический способ разработан концерном Ай-Си-Ай (Англия), он исключает надобность в печатных машинах и обеспечивает практически безграничное разнообразие расцветок. Крашение осуществляется рядом сопел, наносящих печатную краску на движущуюся ткань по всей ее ширине. Направление сопел, а, следовательно, и характер расцветок можно регулировать по усмотрению, так же как и цвет красок в каждом сопле.

Способ термопечати (сублистатик) заключается в переносе узора с бумаги на текстильные материалы при кратковременном термоконтакте. Предварительно на бумажную основу с помощью печатных валов наносят печатную краску, способную к сублимации. Затем на увлажненную ткань накладывается бумажная подложка с напечатанными рисунками и прижимается нагретым прессом. Испаряющийся с поверхности бумаги кра-

ситель переходит на ткань. В основном этот способ печати применяется для тканей из полиэфирных волокон.

Машинное печатание осуществляется на печатных машинах (рис. 8.9, а, б). Они могут быть одновальными, если ткань окрашивается одной краской, или многовальными, если ткань окрашивается в несколько цветов. Важнейшей частью печатной машины является печатный вал, который представляет собой медный полый цилиндр, на поверхности которого выгравирован углубленный штрихами узор. По способу нанесения рисунка различают следующие виды машинной печати: прямую, вытравную и резервную.

Прямая печать — рисунок наносится на отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань.

Вытравная печать — ткань предварительно окрашивают в один цвет гладким крашением, затем печатными валами по определенному рисунку на окрашенную ткань наносят загущен-: ные химически действующие составы (вытравку), которые обесцвечивают краситель в этих местах.

Резервная печать — на неокрашенную ткань наносят особый защитный состав-резерв, который препятствует закреплению красителя на тех местах, где он был нанесен. Обработанную таким образом ткань красят гладким крашением. При

этом резервные места не окрашиваются и получаются белые или закрашенные в другой цвет места по окрашенному фону.

Заключительная отделка тканей включает в себя ряд процессов, которые улучшают внешний вид, структуру и свойства тканей. Заключительная отделка может включать следующие основные операции: спиртовку тканей, аппретирование, шире-ние, каландрирование, подворсовку, стрижку и чистку, заключительную декатировку, фиксацию.

Спиртовка тканей — это процесс легкого отбеливания нет окрашенных участков набивных тканей.

Аппретирование заключается в обработке тканей клеящими веществами для придания им полноты на ощупь, жесткости или мягкости, гигроскопичности, уменьшения загрязняемос-ти, лучшей отстирываемости.

Ширение (выравнивание утка) — процесс придания тканям стандартной ширины и устранения перекосов. Перед ширением ткань увлажняют.

Каландрование осуществляется с целью разглаживания и уплотнения тканей, придания ей гладкой глянцевой поверхности, блеска и др. Каландры состоят из системы металлических и наборных валов.

Подворсовка проводится для хлопчатобумажных и шерстяных тканей на ворсовальных машинах с целью поднятия ворса, примятого в процессе отделочных операций.

Стрижка и чистка для шерстяных тканей проводятся на стригальных машинах для удаления с лицевой поверхности торчащих концов волокон или выравнивания по высоте начесного ворса.

Заключительная декатировка — это обработка шерстяных тканей горячим паром с целью предотвращения усадки, снятия внутренних напряжений, устранения блеска.

Фиксация — ткани из синтетических нитей проходят вторичную стабилизацию (фиксацию) путем термической обработки в натянутом состоянии.

Специальные виды отделки применяют для увеличения срока службы и улучшения эстетических и гигиенических свойств тканей. К наиболее широко применяемым специальным видам отделки тканей относятся: несмываемый аппрет, стойкое тиснение, отделка с устойчивым блеском, форниз (формирование несминаемого изделия), износостойкая, антистатическая, металлизация, водонепроницаемая, водоотталкивающая, противоусадочная, противогнилостная, противомолевая, огнеупорная и др.

Предыдущая26272829303132333435363738394041Следующая

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 4538; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Отделка ткани

Отделка ткани состоит из ряда разнообразных процессов, в результате которых из суровой неотделанной ткани, снятой с ткацкого станка, получается готовая ткань.

Цель отделки ткани – улучшение свойств ткани, придание ей товарного вида.

Предварительная отделка ткани: 1. Опаливание – удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон. 2. Расшлихтовка – замачивание ткани с целью удаления из нее шлихты (пропитки нанесенной на нити основы в процессе ткачества). 3. Отваривание – полная очистка от примесей. 4. Мерсеризация (название от имени англ. изобретателя Дж. Мерсера) – обработка и промывание для получения блеска, гигроскопичности, прочности. 5. Беление – обесцвечивание ткани.

6. Ворсование (от ср.-перс. «варс» — волос) – создание на поверхности ткани ворса с целью мягкости, теплозащитности.

Крашение и печатание ткани:

Во время крашения ткань поглощает из раствора красящее вещество (естественные красители – растительного происхождения; синтетические – из камней).

Печатание – это процесс нанесения цветного рисунка красителями: — прямое печатание – на белую или гладкокрашеную ткань набивают рисунок;

— вытравной способ – на гладкокрашеную ткань наносится вытравка (вещество, разрушающее краситель) и на ней остается белый рисунок.

Заключительная отделка ткани: 1. Аппретирование – нанесение на кань аппрета для придания ей плотности (крахмал), гигроскопичности (глицерин, соль), белизны (отбеливатели), блеска (масло, жиры, воск). 2. Ширение – придание ткани стандартной ширины.

3. Каландрование – разглаживание ткани.

Специальная обработка тканей. Некоторые ткани пропитывают специальными растворами для придания им, например, непромокаемости, огнеупорности и т.д.

Виды тканей по способу отделки

1. Ткань суровая – ткань, снятая с ткацкого станка. 2. Ткань отбеленная – суровая ткань, отбеленная с помощью специальных отбеливателей. 3. Ткань гладкокрашеная – ткань, окрашенная в один цвет. 4. Ткань набивная – ткань, на которой набивают (печатают) рисунок. 5. Ткань пестротканая (в полоску или клетку) – ткань, сотканная из пряжи, окрашенная в разные цвета.

6. Ткань меланжевая (в крапинку) – ткань, сотканная из пряжи, полученной из смеси окрашенных в разные цвета волокон.

Ткань по назначению бывает: — бытовая (одежда); — техническая (брезент);

— специальная (одежда для пожарных).

Автор: Виктория Дарьянова, специально для Пошивчик одежды.ру

www.poshivchik.ru

Техники и приемы создания и отделки одежды и аксессуаров

Предлагаю вашему вниманию альбом, который я достаточно долго собирала. Фотографии с разных показов модных домов, разных сезонов.

Мне  интересно было соединить в одном фотоколлаже разные взгляды на одну и ту же технику исполнения декора или приемы, найти объединяющие элементы у совершенно разных мастеров и дизайнеров. Не секрет, что многие известные и неизвестные дизайнеры ищут вдохновения в старых техниках декора и отделок, но находят новое звучание в изделии с их использованием. Все движется, и порой возвращается. Интересно наблюдать за этим движением, вдохновляясь на поиски своих собственных идей и решений. 

Буду рада вашим отзывам и комментариям. Что понравилось, что вы использовали в своем творчестве, а что стало открытием.

Приятного просмотра.

1. Шнуры. Плетение, сшивание, росшив, наложение по сетке. И еще масса вариантов крепления шнура.

2.Эффект градиент, в наслоении оттенков деталей и элементов.

3. Декор в виде спиралевидных роз, из подкройных лент по косой, одно-, двух- или многослойных. Варианты — втачные элементы, накладные элементы. Варианты кроя лент по поперечной или долевой дают более жесткую форму и ломкие линии на сгибах.

4. Декорирование накладными элементами. В данном случае — цветы. Подкройные лепестки и целые цветки.

1. Лепестки из шифона — возможно, не буленые, ручная формовка, сборка слоями, декор — расшивка бусинами, стразами и так далее.2. Подкройные небуленые цветы, многослойная сборка.

3. Лепестки подкройные, объемные за счет слоев, возможно наполнение лепестков доп. материалом.

5. Декорирование или конструирование деталей в технике «оригами».

Рекомендуемые свойства тканей — держать форму и сгибы подобно бумаге (суховатые, гладкие полотна разной толщины. Но все проверяется на образцах — конкретно для каждого вида ткани или модели).

6. Декоративный прием — лазерная перфорация на ткани, коже и других материалах.Декоративные элементы — перфорированные детали.Готовые детали кроя — двухслойные, перфорированные.Перфорированная натуральная кожа, с металлизированным покрытием (напылением).

Аналогичная техника — гильошинирование (ручное выжигание по ткани, необходимо присутствие в ткани синтетических добавок, для оплавления края обжига).

7. Декорирование одежды вырезными или вырубными деталями, созданными с помощью лазерной резки или ручного гильоширования, или оплавления краев. Детали могут быть выполнены из разных материалов — ткань, кожа или кож.зам — вырубка и тиснение (дополнительно, как на среднем фото).

Справа — варианты создания: обжиг края вырезанных элементов, последующая сборка слоями или техника гильоширования (края перьев заметно оплавлены, как на тканях с примесью синтетики).

8. Декорирование костюма элементами — рулик.Вытачная косая бейка разной толщины и наполнения, с открытым обрезанным краем, или с закрытым краем (в зависимости от задачи в изделии).

9. Жемчуг как основа декора.Расшивка жемчужными нитями, точечно в разноплановом или симметричном порядке, нити в свободном провисании или еще миллион вариантов создания благородного вида изделий с помощью натурального или искуственного жемчуга.

10. Сложные конструктивные решения на основе ребер жесткости. Применение в изготовлении ленты ригелин, косточек из пластика или металла (пружины), и других подобных материалов. Жестких и упругих.

11. Буфы разной сложности, на разных материалах.

12. Крупные декоративные элементы, драпированные детали — возможно, из целого куска ткани или нескольких. Произвольно сформованные руками и скрепленные ручными стежками. Ткани, держащие форму и объем, или вариант закрепления на воздушных (сетка, органза) основах.

13. Отделка декоративными элементами из полосок основной ткани платья или костюма. Рваные или резанные полоски ткани по косой, или долевой.Смятые, скрученные и уложенные в рисунок или абстрактно. Крепление ручными стежками к основе изделия или деталям.

14. Декорирование одежды объемными деталями.Накладными или втачными. Объем создается за счет наполнения деталей доп. материалами — синтепон, пух, поролон или подобными им. Техники наполнения могут быть различными, в зависимости от модели, материала, формы и сложности изделия.

15. Ленты как конструктивное решение.

Жесткие проклееные, обтачные детали в виде лент создают основу конструкции и декор одновременно.

16.Бант как основа конструктивного решения или как основной декоративный элемент в изделиях.

17. Декорирование одежды прозрачными вставками с помощью материалов телесного цвета — органза, разнообразные сетки и эластичные полотна разной толщины и свойств.

18. Гофре.Популярная и красивая отделка ткани и деталей кроя.В зависимости от свойств материалов дает разный эффект в изделиях, от мягких и сложносочиненных элементов до жестких и упругих форм деталей.

Хорошо держит сгибы и формовку на тканях с добавлением синтетики, и до первой встречи с водой — на натуральных шифонах и других 100% шелковых тканях. Пожалуй, для темы гофре понадобится отдельный альбом. Так много красивых и эффектных нарядов создано.

19. Создание форм деталей или декора с помощью 3D печворка. Ткань, кожа, пластик, бумага или картон в качестве основы жесткости или эффект соединения цвета для достижения эффекта объема+комбинированные техники.

20. Цепные реакции в декоре могут стать основой изделия. Становясь то сетью, то кольчужкой вместо основы платья.

21. Декорирование изделий кусочками зеркал.В центре старинная техника шиша (shisha), или вышивка с зеркалами — классическая индийская вышивка. Но этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане. Слово «шиша» на хинди означает небольшое стекло. Слева и справа — современные варианты техники, крепление с помощью пришивания через отверстия, и крепление с помощью кастов или других вариантов фурнитуры.

22. Декорирование изделий клепками или металлическими элементами разных способов крепления. Механическая установка, пришивание, приклеивание.

23. Декорирование изделий кристаллами или элементами похожими на кристаллы.Крупные элементы ассиметричной или симметричной формы. Стеклянные граненные кристаллы, кристаллы из акрила или пластика.Для локальной расшивки кристаллами — общий вес акриловых элементов в несколько раз ниже, чем элементов из граненного стекла.Окрашенный штампованный пластик по весу может быть легче акрила и стекла. Способы крепления — пришивные, пришивные в кастах из металла, механическое крепление в кастах на шипах и др.Стразы или кристаллы представляют собой имитацию драгоценных камней. Для лучшего блеска прозрачных элементов снизу на стразы наносится зеркальный слой (амальгама). Между собой стразы различаются блеском, огранкой, яркостью и прозрачностью, а также долговечностью.

Пластиковые и акриловые стразы хуже блестят и быстро выцветают, легче царапаются. Стеклянные, а лучше — хрустальные стразы играют ярче и дольше сохраняют цвет и блеск. Стразы Swarovski делаются из хрусталя с высоким содержанием свинца и подвергаются особой огранке. Они отличаются высокой прозрачностью, хорошим блеском и насыщенными цветами. Поэтому непрофессионалу практически невозможно отличить их от натуральных камней.

24. Декор из перьев.Техника и приемы — расшивка, расшивка через бисер или элементы декора, приклеивание, настрачивание и всевозможные приемы — лишь бы не отлетали и лежали или торчали в нужном месте.

25. Жидкое золото или ткани и материалы с эффектом металлик и разными основами и свойствами. Современные технологии позволяют наносить на ткани и трикотажные полотна покрытие, имитирующее вид металла. Но от свойств основы зависит, как в дальнейшем будет выглядеть готовое изделие — как жидкое золото, с мягкими драпировками и фалдами (в основе трикотажное полотно или ткани с подвижностью трикотажа). Или если основа более формоустойчивая — сухие ткани, тогда эффект будет, как от плоских пластин держащих форму. Мелкие металлические элементы, собранные в полотно позволяют создавать тот же эффект с падающими тяжелыми складками, за счет очень подвижной структуры.

26. Металлические детали в одежде в виде фурнитуры — это норма. Но для высокой моды игра в металл в крупных формах — это не частое удовольствие. Требует технически подготовленной базы и возможности исполнения задач. Ковка, штамповка, литье, клепка, гальваника, шлифовка и еще куча технических моментов для создания и завершения, не считая конструкторских решений и последующей сборки с элементами одежды или костюмом.

Конечно, в мире еще тысячи тем для подобных систематизаций, и по возможности я буду продолжать собирать этот альбом. Для себя и для вас, читатели и мастера, если вам это оказалось полезным.

Источник

stil.mirtesen.ru

8. Отделка тканей

ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО ШЕЛКА  Отделка тканей из натурального шелка состоит из предварительной отделки, включающей в себя опаливание, отваривание, беление, из крашения, печатания, заключительной отделки со стрижкой и чисткой, оживлением, аппретированием, ширением и сушкой, мягчением и выравниванием утка.  Шелковые ткани в зависимости от их структуры проходят различные отделочные операции.

 Предварительная отделка

 Опаливанию подвергают ткани из пряденого шелка и хлопчатобумажной пряжи в утке. Проводят опаливание тканей на газовых опаливающих машинах.

 Отваривание тканей предназначено для удаления серицина (20 - 30 % массы шелка), красящих, жировых и минеральных веществ. Отваривают ткани в мыльных растворах при температуре 92 - 95 'С в течение 1,5 - 2 ч.

 После отваривания ткани промывают горячей и холодной водой, отжимают и высушивают. Ткани приобретают мягкость и блеск, а креповые ткани, кроме того, свойственную им волнистую поверхность (креповый эффект). Образование крепового эффекта объясняется тем, что волокна набухают и сокращаются по длине - это вызывает сокращение нитей основы и утка.

 Белению подвергают главным образом шелковое полотно, выработанное из пряденого шелка, имеющего серовато-желтоватую окраску. Белят ткань перекисью водорода в щелочной среде и затем промывают теплой и холодной водой.

 Основную массу тканей не белят, потому что после отваривания они имеют кремоватый оттенок, который не препятствует крашению даже в светлые цвета.

 Крашение. Шелковые ткани окрашивают в основном теми же красителями, что и шерстяные ткани. Однако из-за того что у фиброина шелка сильно выражены кислотные свойства, кислотные красители на шелке закрепляются менее прочно, чем на шерсти, и потому почти не применяются.

 Наибольшее значение имеют прямые красители, которые окрашивают шелк более прочно, чем хлопок.  Протравные (хромовые) красители применяют для крашения шелка весьма ограниченно, потому что они дают окраску менее яркую, чем прямые красители и сообщают жесткость волокну. Этими красителями окрашивают только те ткани, от которых требуется высокая стойкость их окраски к свету, поту и трению (полотно, галстучная ткань и др.). Кроме того, шелковые ткани могут окрашиваться кубовыми красителями, главным образом в светлые цвета.  При крашении шелковых тканей возможны дефекты: неровнота крашения по ширине, заломы, затек краски.

 Печатание. На шелковых тканях может быть получена узорчатая расцветка с помощью сетчатых шаблонов или печатных машин, используемых для печатания хлопчатобумажных тканей.

 Печатание сетчатыми шаблонами (фотофильмпечать) применяется в основном для расцветки креповых тканей. Шаблон накладывают на ткань, наливают в него печатную краску и раклей протирают ее через отверстие сетки, в результате чего на ткани образуется соответствующий рисунок. Шаблон перемещают вдоль ткани, нанося участки одноцветного узора. Если нужно получить многоцветный узор, то последовательно накладывают несколько шаблонов с соответствующими рисунками и краской.  После печатания ткань подсушивают и затем подвергают запариванию для закрепления красителя на волокне. Затем ткань промывают для удаления с волокна загустки, незакрепившихся красителей и клея.  В промышленности применяются машины для сетчатой печати, которые одновременно пятью-восемью сетчатыми шаблонами наносят многоцветный узор. Эти машины отличаются высокой производительностью и занимают небольшую производственную площадь.  В качестве печатных красок используются главным образом протравные (хромовые) красители для прямой печати и кубовые - для прямой и вытравной печати. Кроме того, могут быть применены черный анилин и активные красители.  Рисунки, получаемые на шелковых тканях с помощью сетчатых шаблонов, отличаются большим разнообразием, яркостью, сочностью и рельефностью.  В процессе печатания возможны следующие дефекты: засечки, затаски, щелчки, растраф рисунка, належки, непропечатанные места, неровнота печати по ширине ткани.

 Заключительная отделка. Заключительная отделка тканей различных структур и назначения включает в себя различные процессы.

 Креповые платьевые ткани на игольчатых ширильно-усадочных машинах сначала обрабатываются слабым раствором уксусной кислоты, затем подвергаются ширению с целью усадки и поступают в сушильное устройство, где фиксируются их линейные размеры.

 Обработка тканей 30%-ным раствором уксусной кислоты из расчета 3 - 6 г/л (оживление) в течение 15 - 20 мин придает им характерный блеск и скрип.

 Полотняные и сатиновые платьевые ткани отделывают на агрегате, на котором их сначала пропитывают трагантодекстриновым аппретом, затем подсушивают, ширят и разглаживают.

 Далее ткань поступает на пуговичную мягчильную машину, на которой она проглаживается холодным каландром, и пропускается через уточно-расправительную машину. Мягчение происходит в результате излома сплошной пленки аппрета, он остается только на отдельных нитях. Ткань становится мягкой, эластичной и гладкой.

 Ворсовые ткани (бархат, плюш) подвергают чистке щетками, стрижке для выравнивания ворса по высоте, второй чистке, аппретированию густым аппретом с изнанки для закрепления ворса, ширению и сушке, мягчению и чистке.

 При заключительной отделке могут возникнуть следующие дефекты: неровная стрижка ворса, перекос рисунка и полотна, оторванная кромка, засечки от валов плюсовок и каландров.

ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ ИЗ ИСКУССТВЕННЫХ И СИНТЕТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН

 Отделка тканей из искусственных и синтетических волокон имеет много общего с отделкой тканей из натурального шелка в связи со сходством их структуры. Но из-за различной природы этих волокон имеются и существенные отличия. Отделка тканей из химических волокон состоит из предварительной отделки (опаливания, крепирования, заваривания, отваривания, беления), крашения, печатания, заключительной отделки (стрижки и чистки, аппретирования, ширения и сушки, термообработки, декатировки, мягчения, каландрования, правки утка).  Ткани в зависимости от их волокнистого состава, структуры и назначения подвергаются отделке, состоящей из того или иного числа процессов.

 Предварительная отделка тканей. Отделка креповых тканей из вискозных нитей начинается с обработки их на креповом каландре. Ткань проходит между горячим (80-85 'С) металлическим валом,на котором выгравирован определенный рельефный рисунок, и упругим валом из плотно спрессованной хлопчатобумажной ткани. После тиснения ткань приобретает рельефный рисунок, который при последующем отваривании образует креповый эффект с определенной и четкой формой зерна.

 Отделка штапельных тканей начинается с опаливания.  Ткани из искусственных нитей и штапельного волокна отваривают в мыльных растворах невысокой концентрации для удаления шлихты, масел и различных загрязнений, а также для крепирования тканей.  Белению эти ткани не подвергаются, потому что они выработаны из беленого или окрашенного волокна. Лишь в редких случаях ткани подбеливаются гипохлоритом для усиления белизны.  Отделка тканей из ацетатных и триацетатных нитей начинается с заваривания, т. е. обработки ткани врасправку моющим раствором при температуре 95 - 98 'С в течение 20 - 30 мин с последующим резким охлаждением, что позволяет предупредить образование заломов при последующих мокрых обработках, температура которых не превышает температуры заваривания.  В связи с высокой чувствительностью ацетатных и триацетатных нитей к щелочам и высоким температурам отваривание тканей осуществляется в растворах нейтральных препаратов (ОП-10, ТМС и др.) при температуре 80 - 85 'С. В результате отваривания ткани освобождаются от замасливателя, шлихты и прочих загрязнений, равномерно усаживаются и крепируются, гигроскопичность их повышается.  Отделка тканей из синтетических волокон начинается с непродолжительного (30 - 60 мин) отваривания в растворах синтетических моющих препаратов (ОП-10, ОП-7, ТМС и др.) с целью освобождения их от замасливающих веществ и шлихты. Обязательной операцией при отделке тканей из капрона является термофиксация, т. е. обработка паром при температуре 130 - 135 'С в течение 15 - 20 мин или нагрев с помощью инфракрасных излучателей при температуре 190 'С в течение 12 - 15 с. Цель этой операции - снять внутренние напряжения в ткани и закрепить ее структуру.  Капроновые ткани могут быть подвергнуты белению хлоритом или оптическому белению красителями (прямым или кислотным белым).

 Крашение. Ткани из вискозного и полинозного волокна чаще всего окрашивают прямыми красителями, дающими широкую гамму цветов.

 Легкие платьевые ткани из вискозных нитей (маркизет, креп-жоржет и др.), часто подвергающиеся стирке, окрашиваются кубовыми красителями.  Полушелковые подкладочные ткани (саржа, сатин-дубль и др.) окрашиваются сернистыми красителями, дающими окраски, стойкие к действию трения.  Ткани из вискозных нитей и штапельного волокна окрашиваются прямыми диазотирующимися красителями, нерастворимыми азокрасителями, кубозолями и индигозолями.  Ацетатные и триацетатные нити окрашиваются специальными нерастворимыми или малорастворимыми в воде красителями, применяемыми в виде тонкодисперсных суспензий, вследствие чего такие красители получили название дисперсных. Эти красители хорошо усваиваются волокном и дают окраски, достаточно стойкие к мокрым обработкам. Имеются и водорастворимые красители для ацетатных нитей, дающие более стойкие к стирке окраски. Этими красителями ацетатные и триацетатные нити окрашиваются почти во все цвета, кроме фиолетового и зеленого.  Гладкое крашение смешанных тканей, содержащих ацетатные и вискозные нити, производят однованным способом смесью прямых красителей и красителей для ацетатных нитей.  Ткани из синтетических волокон (капрона, лавсана, нитрона, хлорина и др.) окрашиваются в основном дисперсными красителями. Ткани из капрона, кроме того, могут быть окрашены кислотными, протравными (хромовыми), металлсодержащими и прямыми красителями, а ткани из нитрона - катионными красителями.  При крашении тканей из искусственных и синтетических волокон возможны дефекты, аналогичные дефектам крашения тканей из натурального шелка.

 Печатание. Ткани из искусственных нитей, из штапельного и синтетического волокна расцвечивают так же, как и ткани из натурального шелка: креповые - только с помощью сетчатых шаблонов, а гладкие - с помощью сетчатых шаблонов и печатных машин.

 В качестве печатных красок для тканей из вискозных нитей в основном используются нерастворимые азокрасители (для прямой печати) и кубовые красители (для прямой и вытравной печати), а также черный анилин, активные красители (для трехцветной печати), пигменты (окись титана, металлические порошки и другие вещества неорганического и органического происхождения).  Ткани из ацетатных, триацетатных и синтетических нитей печатаются дисперсными и активными красителями.  Очень красивые расцветки получают с эффектом отделки под золото, серебро, матовую бель.  Расцветки под золото и серебро получаются при печатании соответствующими металлическими порошками (бронзовой и алюминиевой пудрой). Матовая бель получается при печатании двуокисью титана. Пигменты наносят на ткань вместе со связующим составом, в качестве которого используются синтетические смолы, при термической обработке прочно закрепляющиеся на ткани.  При печатании тканей из искусственных и синтетических волокон возможны те же дефекты, что и при печатании тканей из натурального шелка.

 Заключительная отделка. Заключительная отделка тканей из искусственных нитей имеет много общего с заключительной отделкой тканей из натурального шелка, но имеются и существенные различия.

 Креповые ткани (креп-марокен, креп-сатин и др.) пропитывают смягчающим аппретом и пропускают через ширильно-усадочные машины. Затем их обрабатывают влажным паром на заключительном декатире для усадки, улучшения крепового эффекта, придания мягкости и матового блеска. В заключение ткани пропускаются через уточно-расправительные машины.

 Сорочечно-платьевые ткани из вискозных нитей (полотно, шотландка и др.) и из штапельной пряжи (полотно, саржа и др.) пропитывают смягчающим аппретом, затем они огибают подсушивающие барабаны и проходят через ширильную каретку и каландр с сукном. После пропитки аппретом ткани могут обрабатываться на сушильно-ширильной машине, а кроме того, еще и на матовом каландре. Все большее применение находит способ несминаемой отделки этих тканей.

 Подкладочные ткани из вискозных нитей в основе и хлопчатобумажной или штапельной пряжи в утке (сатин-дубль, саржа, атлас и др.) аппретируются с изнанки, обрабатываются на сушильно-ширильной машине, мягчатся на пуговичной мягчильной машине, каландруются и выправляются на уточно-расправительной машине.

 Ткани из ацетатных нитей (атлас и др.) пропитываются раствором полиакриламида, который при термообработке образует труднорастворимую пленку, повышающую износостойкость ткани на 15 - 18 %, не ухудшая других свойств.

 Плащевые ткани из вискозных нитей (плащевая ткань, габардин и др.) пропитываются водоотталкивающим аппретом (эмульсия из парафина и нерастворимого в воде алюминиевого мыла), пропускаются через сушильные барабаны, ширильную каретку и каландр с сукном. Если ткани пропитывают препаратами 101 или 246, то они проходят термообработку при температуре 120 - 130 'С.

 Ворсовые ткани из искусственных нитей проходят те же процессы заключительной отделки, что и ворсовые ткани из натурального шелка.

 Костюмные ткани из штапельного волокна (ткань «Лада», ткань «Байкал» и др.) пропитывают -мочевиноформальдегидным аппретом, а затем подвергают ширению, сушке и термообработке.

 Капроновые ткани (однородные и смешанные) могут проходить заключительную отделку на отделочном агрегате, состоящем из плюсовки, ширильной каретки и каландра с сукном или из плюсовки и сушильно-ширильной машины. Кроме того, ткани могут подвергаться специальным видам отделки (гофрированию, травлению и др.).

 При заключительной отделке тканей из искусственных и синтетических волокон возможны дефекты, аналогичные дефектам тканей из натурального шелка.

 Специальные виды отделки. В зависимости от вида и назначения шелковые ткани могут получить ту или иную специальную отделку. Плащевые, костюмные и платьевые ткани получают водоупорную пропитку примерно так же, как хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани. Костюмные и платьевые ткани из искусственных волокон подвергаются несминаемой отделке.

 Несминаемую отделку придают тканям из целлюлозных волокон, преимущественно из штапельного вискозного волокна, и тканям из искусственных нитей.

 Наиболее эффективным способом придания ткани несминаемости является способ образования на волокне мочевино- или меламиноформальдегидной смолы. Для этого ткань пропитывают предконденсатом смолы, который проникает внутрь волокна и заполняет свободные пространства между пучками молекул. Затем ткань высушивают на сушильно-ширильной машине и подвергают термической обработке. Образующаяся при этом смола склеивает пучки молекул, что значительно увеличивает упругость волокон, а следовательно, снижает сминаемость тканей. Волокна пряжи не склеиваются между собой, и ткань сохраняет свою подвижность. Одновременно повышается поверхностная плотность ткани и улучшается ее драпируемость. Кроме того, повышается прочность тканей как в сухом, так и в мокром состоянии, уменьшается их усадочность, увеличивается стойкость окраски к стирке, повышается устойчивость к действию светопогоды и микроорганизмов.  Эффект отделки не исчезает после многократных стирок. Кроме водоупорности, несминаемости и безусадочности, специальными отделками можно придать тканям некоторые внешние эффекты.

 Флокирование тканей - это отделка тканей путем наклеивания на их поверхность короткого волокна (флока) длиной 0,5 - 2 мм в электростатическом поле. Заряженные волоконца располагаются перпендикулярно к поверхности ткани и приклеиваются к клеевой пленке из предконденсата синтетической смолы, которая наносится на ткань с помощью печатного вала по определенному рисунку. Закрепление ворсинок на ткани производится ее термообработкой при температуре 130'С.

 Травление тканей из полиамидных и вискозных волокон (например, «Лотос») - это узорчатая отделка, образующаяся вследствие нанесения на ткань с помощью сетчатых шаблонов загущенных растворов кислоты. После нагревания вискозное волокно под действием кислоты разрушается, а нити из капрона сохраняются. В результате образуется своеобразный ажурный узор на глади или на поверхности с ворсом (велюр-бархат).

 Гофрирование тканей из полиамидных волокон (капронгофре) получают нанесением на ткань при печати фенольных препаратов, вследствие чего ткань в определенных местах усаживается и образует вздутия (гофре).

 Гофрированные двойные ткани («Космос», гипюр на чехле), имеющие верх из тонкого капрона и подкладку из вискозных нитей, получают воздействием на ткань щелочных растворов на холоде в течение 2 - 3 мин. При этом происходит усадка вискозного волокна (на 15 - 20 %), а капрон усадки не дает, вследствие чего и образуется гофре. В заключение ткань промывают, сушат и проглаживают с изнанки.

 Термоотделка тканей - получение узорчатой структуры ткани воздействием повышенной температуры из волокна различной термостабильности.

 Так, если в капроновую ткань ввести в направлении основы нити хлорина и подвергнуть ее нагреванию при температуре 85 С в течение 30 мин, то капроновые нити остаются стабильными, а хлориновые усаживаются на 55 - 60 %, стягивая тем самым свободно лежащие капроновые нити в петли различной высоты, в результате чего ткань получает петельчатую структуру.  Если в капроновую ткань ввести в направлении утка в виде поперечных полос хлориновые нити, свободно переплетя их, и нагреть ее до температуры 70 - 80'С, то усевшие хлориновые нити соберут капроновую ткань в пышные буфы.

 Тиснение тканей - это получение рельефного узора на них с помощью тиснильного каландра (подобно тиснению хлопчатобумажных тканей). Этой обработке подвергаются главным образом штапельные ткани.

 Ворсовые ткани тиснят с целью получения эффекта, имитирующего натуральный мех (каракульча и др.).

 Теплоизоляционная отделка тканей может быть достигнута металлическим покрытием. Металлизации подвергаются ткани различного волокнистого состава. Для покрытия могут быть использованы медь, алюминий, цинк, серебро, золото и другие металлы. Чаще всего используется алюминий вследствие его невысокой стоимости, легкости и высокой светоотражательной способности.

 Металлизация поверхности тканей может быть осуществлена различными способами: распылением расплавленного металла сжатым воздухом, осаждением тонкого слоя металла на поверхности ткани (вакуумный способ) или покрытие ткани смолами, содержащими алюминий в виде пудры.  Ткани с алюминиевым покрытием снижают потери тепла излучением до 45%, что может быть использовано для изготовления легкой теплозащитной одежды (пальто, курток, лыжных костюмов). Такие ткани очень хорошо отражают попадающее на них тепло, что обусловливает их пригодность для изготовления спецодежды рабочих горячих цехов. Ткани с алюминиевым покрытием отличаются высокой огне- и искростойкостью. Металлизация тканей используется также как украшение для платьевых тканей.

СКЛАДЫВАНИЕ, МАРКИРОВКА И УПАКОВКА ТКАНЕЙ

 Отделанные ткани направляют на разбраковку с целью проверки их качества и установления сорта. Широкие ткани (более 80 см) предварительно сдваивают и укладывают метровыми складками в куски.

 Складывание тканей производится с целью предохранения их от загрязнения и повреждения, а также для удобства обращения с ними. Различные ткани могут складываться по-разному.

 Простейшим способом складывания кусков ткани является накатка на шаблон (рис. 21, а). Этим способом складывают хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. По просьбе предприятий швейной промышленности широкие ткани можно не сдваивать и скатывать в рулон (рис. 21, б).  Ткани, предварительно уложенные метровыми складками, окончательно оформляют в куски разными способами: хлопчатобумажные ткани складывают в подбор в два и в три сгиба (рис. 21, в, г) и враскладку (рис. 21, д), льняные - в подбор в один и два сгиба (рис. 21, в) и взагибку (рис. 21, е), шелковые - враскладку (рис. 21, д) и в подбор в три сгиба (рис. 21, г), шерстяные грубосуконные ткани складываются штабами длиной 40 - 50 см (рис. 21, ж).  При складывании тканей их маркируют. Сложенные в куски ткани прошивают по кромкам нитками и обвязывают тесьмой или шнуром.

 Маркировка тканей заключается в клеймении и наклеивании (прикреплении) этикеток или ярлыков.

 Клеймят ткани легко смывающейся краской на концах каждого куска с изнанки на расстоянии не более 10 мм от среза и кромки для всех тканей и не более 5 мм для льняных тканей. Клеймение предназначено для фиксации концов куска, отметки номера браковщика и наименования предприятия. Если кусок состоит из двух или нескольких отрезов, то клеймо ставится на концах каждого отреза.  К сложенному куску ткани прикрепляют ярлык, на котором указывают: наименование и местонахождение предприятия, наименование ткани, номер артикула, номер стандарта, вид отделки, содержание химических волокон, прочность окраски, ширину, сорт, количество условных вырезов и разрезов, длину ткани и др.

 Для упаковки кусков тканей применяют бумагу, целлофан или полиэтиленовую пленку, а некоторые ткани (шелковые креповые и ворсовые) укладывают в коробки. Однородные партии тканей упаковывают в кипы или ящики, обеспечивающие сохранность при транспортировании.

shei-sama.ru


Смотрите также