Архитектурная отделка помещений


Архитектурная отделка фасадов и помещений

Оштукатуриванием называют процесс нанесения на деревянные, бетонные или кирпичные конструкции специального крупнозернистого защитного слоя. Бывают штукатурки на основе известкового раствора, цементно-песчаной смеси, гипса, магнезиальных смесей. Именно благодаря штукатурке можно получить поверхность заданной фактуры и колера. Штукатурка помогает делать рельефные профили, повышать огнеупорность деревянных конструкций, цементная штукатурка защищает цоколи и карнизы сооружений от воздействия влаги. Отделка штукатуркой довольно трудоёмкий процесс, к тому же длительный он, требует применения специализированного инструмента и строительных лесов.

Декоративная штукатурка

Декоративное оштукатуривание выполняют на завершающей стадии строительства для придания поверхностям сооружения законченного вида. В зависимости от состава раствора и способа его нанесения декоративная штукатурка имеет различные характеристики и может применяться в различных условиях.

Наиболее популярными считаются известково-песчаные штукатурки с наполнением натуральными кварцевыми или искусственно созданными песками. Они наносятся обычными строительными инструментами (шпателями, мастерками, гладилками) только в пластичном или полу пластичном состоянии.

Терразитовые шпаклёвки изготавливают только на предприятиях из очень мелко размолотых горных пород, таких как доломит, известняк, мрамор, туф.

Существуют также каменные шпаклёвки, представляющие собой цементный раствор с наполнением крошкой мелкодроблёных горных пород и крупнозернистого речного песка. После приготовления и нанесения раствора они обрабатываются в твёрдом состоянии камнетёсными инструментами.

Для фактурной обработки шпаклёвкой чаще всего используются такие способы как торцовка, начёс (штриховкой), набрызги. Фактурная обработка всегда делается под какую-то строительную породу, например песчаник, туф или террацо с помощью пескоструйного аппарата.

Облицовка кирпичом

Чаще всего в строительном деле применяется недорогой способ декоративной отделки зданий облицовочным кирпичом. Существует большое множество декоративной кирпичной кладки. Обычно сама «декоративность» создаётся именно благодаря рисунку кладочных швов, а также применяя цветной кирпич для облицовки. Именно с их помощью создаются необходимые узоры и рисунки. Чтобы получить сложные рельефные формы при создании наличников, столбов, углов, пилястров применяют тесанный или лекальный кирпич.

Обычно кладка облицовывается искусственными или естественными каменными материалами, вроде закладных, прислонных плиток из бетона или керамики. Для крепления таких материалов на стенах при кладке закладываются небольшие металлические анкеры или дюбеля, используются соответствующие растворы.

По строительным нормам для наружной облицовки применяется только твёрдый и средней твёрдости камень, так как мягкий будет разрушаться под действием атмосферных явлений (из-за перепадов температуры, выветривания, воздействия УФ излучения). Для внутренних работ главный критерий выбора материала - его декоративные свойства (цвет, рисунок). Внутри зданий условия более щадящие.

В помещениях с повышенной влажностью воздуха популярным материалом отделки является керамическая плитка. А для отделки помещений общего назначения чаще применяют известняк, мрамор, сланцы, гипсовые плиты, которые крепятся с помощью шурупов, кляммер, гвоздей к деревянному основанию, или металлическим каркасам. Швы при использовании таких плит их декорируют прокладками.

Архитектурные стили в отделке помещений

Намереваясь что-то строить или создавать интерьер, мы должны будем решить довольно трудную задачу – выбрать стиль. Сделать это проще на основе некоторой осведомленности. Конечно, живя в эпоху постмодернизма, было бы странно строго придерживаться одного стилевого направления, скорее всего это будет разумное использование элементов или наработок того или иного стиля или даже нескольких. Однако для того чтобы правильно комбинировать, нужно иметь представление о том, что несет в себе каждый стиль, чем он характеризуется, чем было вызвано его появление. Как правило, приходя к дизайнеру, человек предполагает получить, помимо технически профессионально сделанной проектной работы, еще и творческий подход, а самое главное – уверенность в том, что созданный интерьер долгое время будет приносить радость своей гармоничностью и индивидуальностью. Так что же придает интерьеру индивидуальность и оживляет его? Конечно, это, прежде всего, «душа» интерьера, ощущение внутреннего мира людей, которые здесь живут или работают. Оно складывается не только от общего восприятия помещения, но и от отдельных деталей, их сопоставления и соответствия всему архитектурному решению. Подчас несоответствие элементов интерьера общему стилю способно свести на нет даже самую талантливую работу архитектора. А бывает, что одна-единственная деталь меняет все восприятие, притягивая к себе, оживляя помещение в целом.

ЭТНОГРАФИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ

Предлагаем Вам стили дизайна различных направлений.

Античность. Под античностью понимают архитектуру Древней Греции и Рима.

Классический стиль. XVII – начало XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной. Архитекторы той эпохи находили такой подход, который удивительно гармонично связывал античные формы с мягкостью русской природы и одновременно с устремлениями русской культуры.

Готика – стиль архитектуры, зародившийся во Франции, – отличается своей изысканностью. В нем важны не столько применяемые цвета и материалы, сколько их сочетаемость и стилевое единство с обстановкой дома, гармония старинных предметов с современными. Картины в красивых окладах, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины. Окна во французских домах, кстати, прямо от пола и всегда имеют маленькие балкончики.

Модерн – стиль конца XIX – начала XX в. – ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии его называли юнгендстилем, во Франции – ар нуво, в Англии и России – модерн, в Италии – либерти. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Стиль наиболее популярный в современном дизайне интерьеров.

Минимализм – стиль предельных лаконичных форм, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки. Облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные мебелью (ничего лишнего). В мебели минимализму свойственны самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.

Стиль «техно» – перфорирование круглых или квадратных отверстий, прорезей. Впервые геометрические украшения, узкие прорезы, выделение несущих конструкций и коммуникаций продемонстрировали дизайнеры Запада. Сейчас этот стиль все больше охватывает Россию.

Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В территориально небольшой, перенаселенной стране особо ценится пространство, поэтому и внутреннее устройство помещений сводит к минимум мебель и прочие привычные атрибуты дома, с тем, чтобы компенсировать его дефицит. Японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В стране Восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. Типичная деталь – японская раздвижная стенка и, конечно, бамбуковая мебель. Иероглифы – почти неизбежный атрибут оформления жилья «под Японию». В такой интерьер прекрасно вписывается скромная невысокая мебель, диванчики и столы разной высоты.

Китайский стиль (в эпоху рококо буквально завоевавший Европу) сегодня менее популярен, но его элементы встречаются часто – в виде китайской росписи на стенах.

Индийский стиль – это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная вручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность – легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто меняются «ролями».

Африканский стиль – это, пожалуй, самый экзотичный из этностилей. Цвета Африки – очень теплые и приятные, имитирующие окрас диких животных. Эффект дизайну придают шкуры тигров и зебр.

Скандинавский – шведский стиль – натуральность, простота и естественность. Дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлых натуральных тонов: сероватые, бежевые, голубоватые, зеленоватые. Декорирование здесь почти отсутствует, но при этом в самобытности стилю не откажешь.

Английский стиль – стены обычно окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко-красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилают толстыми и уютными шерстяными коврами. Непременный атрибут английской гостиной – мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног. Жилье украшает тяжелая, но при этом изящная полированная мебель. В Англии розы цветут не только в парках, но и на гардинах, мебельной обивке. Сочетание тканей в интерьере английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором.

Средиземноморский стиль – ярок, как природа этого региона. Заимствованные цвета: синевато-зеленоватый, золотисто-оранжевый, коричневый. Буйство красок – на ярко окрашенных стенах, на полах с выложенным узором из мраморной или цветной керамической плитки. Характерна некая грубоватость и неровность стен, ощутимая фактурность, «рукотворность» их отделки и покраски. Большие окна впускают много солнца. В домах итальянцев и испанцев кованая мебель соседствует с крашеной деревянной, часто расписной.

Архитектурное решение (описание внутренней и наружной отделки здания)

Внутренняя отделка

Окраска стен лестничной клетки производится водоэмульсионными красками. В комнатах стены оклеиваются обоями. В кухне клеятся моющиеся обои. В ванной и туалете отделка стен и полов производится керамической плиткой.

Полы в общей комнате, спальне, детской покрываются паркетом. Полы в кухне, коридоре, прихожей покрываются линолеумом на тканевой основе.

Наружная отделка

Наружные стены здания выполняются из керамического кирпича с расшивкой швов. Цоколь облицовывается плиткой под натуральный камень. Балконы ограждаются листами из плоского шифера.

Сведения об инженерном оборудовании

Водопровод – хозяйственно-питьевой, расчетный напор у снования стояков – 21 м вод. столба. Горячее водоснабжение – от внешней сети, расчетный напор у основания стояков 26 м вод. столба.

Канализация – хозяйственно-фекальная в городскую сеть.

Водосток – наружный с открытым выпуском.

Отопление – водяное посекционное. Система однотрубная с радиатором М-140-АО. Температура теплоносителя 95° - 70° С.

Вентиляция – естественная.

Газоснабжение – от общей сети.

Электроснабжение – II категории, напряжение 220 В; освещение лампами накаливания.

Устройства связи радиотрансляция, коллективные антенны, телефонные вводы.

Оборудование кухонь и санузлов – газовые плиты, мойки, унитазы, ванны, умывальники.

13. Технико-экономические показатели объемно-планировочного решения

Строительный объем: Vзд = 6138,4 м3

Жилая площадь Fж = 509,60 м2

Общая площадь Fоб = 1734 м2

Рабочая площадь 278,10 м2

Планировочный коэффициент: К1 = Fж/Fоб = 509,60 /1734 = 0,29

Объемный коэффициент: Кi = Vзд / Fж = 6138,4 /509,60 = 12

Жилая площадь (принимается площадь жилых комнат).

Общая площадь (сумма жилой и вспомогательной площадей).

Рабочая площадь (принимается площадь рабочих помещений).

Планировочный коэффициент (отношение строительного объема и жилой площади): К1 = Vзд/Fж

Перечень используемой литературы

1. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Т. З. Жилые здания. Учебник для ВУЗов (под ред. Шевцова К. К.) – М.: Стройиздат, 1983.

2. Шерешевский И. А. Конструирование гражданских зданий – Л.: Стройиздат, 1986.

3. СНиП 2.01.01.-82 Строительная климатология и геофизика. – М.: Стройиздат, 1986

4. СНиП 11.3.79 Строительная теплотехника. Нормы проектирования – М.: Стройиздат

5. СНиП 2.08.01-85 Жилые здания. Нормы проектирования – М.: ЦИТП ГОССТРОЯ ССР, 1986

57,00м. Общая площадь составляет 1682,5м².

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Исходные данные:

Город Астрахань

Средняя температура наиболее холодных пятидневок (tH) = - 3

Температура в отопительный период (∆t) = 2,3

Продолжительность отопительного периода (Zоп) = 170 дней

1. Определяем требуемое сопротивление:

Rтр = h (tв - tн)
∆t • α в

, где h – коэффициент, принимаемый в зависимости от расположения конструкции;

α в – коэффициент теплоотдачи

Rтр = 1 (18 – (-3)) = = 0,75 [м2 °С/ Вт]
2,3 • 8,7

2. Определяем градусосутки отопительного периода:

ГСОП = (tв – tот. п.) • Zот. п. = (18 – (-3) • 170 = 2550 °С

3. Определяем требуемое сопротивление по градусосуткам:

Rоктр = 3

4. Определяем сопротивление принятой ограждающей конструкции

Rо = + δ1 + δ2 + δ3 +
α в λ1 λ2 λ3 α н

, где δст – толщина кирпичной кладки;

δ2 – толщина минеральной ваты;

δ3 – толщина цементно-песчаного раствора;

λ1 = 0,58 – коэффициент теплопроводности керамический кирпича;

λ2 = 0,76 – коэффициент теплопроводности минеральной ваты;

λ3 = 0,7 – коэффициент теплопроводности цементно-песчаного раствора.

α н = 23 – коэффициент теплоотдачи для зимних условий.

Rо = + 0,2 + 0,4 + 0,2 + =
8,7 0,58 0,76 0,7

= 0,11 + 0.34 + 0,52 + 0,28 + 0,43 = 1,68

После нахождения Rо сравниваем его с Rтр и при невыполнении данного условии конструкции стены изменяем, дополняем слоем утеплителя (λ = 0,05). В качестве утеплителя применяем стекловату. Расчет повторяем:

δ4 = (3 – 1,68) • 0,05 = 1,32 • 0,05 = 0,063 (м)

δ4 = 7 см

9. Теплотехнический расчет утеплителя покрытия

Исходные данные те же.

1. Определяем требуемое сопротивление:

Rтр = h (tв - tн)
∆t • α в

,где h – коэффициент принимаемый в зависимости от расположения конструкции;

α в – коэффициент теплоотдачи

Rтр = 1 (18 – (-3)) = = 0,75 [м2 °С/ Вт]
2,3 • 8,7

2. Определяем градусосутки отопительного периода:

ГСОП = (tв – tот. п.) • Zот. п. = (18 – (-3) • 170 = 2550 °С

3. Определяем требуемое сопротивление по градусосуткам:

Rоктр = 3

4. Определяем сопротивление принятой ограждающей конструкции

Rо = + δ1 + δ2 + δ3 +
α в λ1 λ2 λ3 α н

, где δст – толщина кирпичной кладки;

δ2 = 0,22 – толщина минеральной ваты;

δ3 = 0,4 – толщина цементно-песчаного раствора;

δ4 – толщина утеплителя;

λ1 = 0,58 – коэффициент теплопроводности силикатного кирпича;

λ2 = 0,76 – коэффициент теплопроводности минеральной ваты;

λ3 = 0,7 – коэффициент теплопроводности цементно-песчаного раствора.

α н = 23 – коэффициент теплоотдачи для зимних условий.

Rо = + 0,2 + 0,22 + 0,2 + =
8,7 0,58 0,76 0,7

= 0,11 + 0.34 + 0,28 + 0,57 + 0,43 = 1,68

После нахождения Rо сравниваем его с Rтр и при невыполнении данного условии конструкции стены изменяем, дополняем слоем утеплителя (λ = 0,05). В качестве утеплителя применяем стекловату. Расчет повторяем:

Rтр = 1,3 + δ4
0,05
3 > 1,3 + δ4
0,05

δ4 = (3 – 1,3) • 0,05 = 1,7 • 0,05 = 0,085 (м)

δ4 = 8 см

10. Спецификация основных сборных конструкций и деталей

Спецификация железобетонных изделий серия 1.141-1

№ п/п Обозначение Наименование Кол-во Масса
Плиты для фундаментов
ФЛ1 Ф20-24 39  
ФЛ2 Ф20-12  
ФЛ3 Ф16-24  
ФЛ4 Ф16-12  
ФБС-1 ФБС 24.5.6
ФБС-2 ФБС 12.5.6
ФБС-3 ФБС 9.5.6
ФБС-4 ФБС 9.4.6
ФБС-5 ФБС 12.4.6
Плиты перекрытия
П1 П48-15  
П2 ПТ 48-10  
П3 П 60-15  
П4 ПТ 60-10  
П5 П 63-15  
П6 ПТ 63-10  
П7 ЛПР30-18к  
П8 ЛПР30-12к  
Лестничные марши
Л1 ЛМ30-12  
Перемычки
Пр1 БУ24б
Пр2 Б24
Пр3 БУ15
Пр4 Б15
Пр5 БУ19
Пр6 Б19
Пр7 Б13

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Про волюту на поребрике

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы  понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Антаблемент

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Балясины

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Волюта

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту.  Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Закомара

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Капитель

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Контрфорс

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Пилястра

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Поребрик

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Портал

Архитектурно оформленный вход в здание. Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина. Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!

Портик

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Прясло

Участок стены между двумя пилястрами.

Ротонда

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Сандрик

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Ширинка

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Эркер

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

Понравилось?

Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?

GardenWeb

Категория: Штукатурные работы

Внутреннее пространство здания (интерьер) и фасад отделывают различными штукатурками, украшают архитектурными деталями (рис. 1). Цоколь может быть отделан цементными или каменными штукатурками с гладко затертой поверхностью.

В стенах устраивают ниши прямоугольной, полуциркульной или круглой формы, простые или оформленные различными тягами, пилястрами, колоннами. Внутри ниш часто устанавливают статуи, вазы или картины. Колонны и пилястры устраивают на всю высоту здания либо в пределах одного или нескольких этажей. Стены также украшают карнизами, филенками, лопатками, рустами. Карнизы бывают лобовые, или венчающие, завершающие верх здания, или междуэтажные, отделяющие один этаж от другого. Филенки — рамки, окружающие определенное поле стены, потолка, свода. Лопатки — узкие вертикальные полосы. Они бывают гладкие или рустованные. Русты — это швы, отделяющие камни друг от друга. Кладку или облицовку стен здания выполняют грубо отесанными (рустованными) либо выпуклыми камнями. Русты бывают простой или сложной формы. По стенам фасадов часто устраивают пояски-тяги тупого профиля, располагая их на уровне междуэтажных перекрытий, создавая горизонтальное членение стен. В некоторых случаях отдельные части фасада делают слегка выступающими. Выступы профилируют, образуя раскреповки. Узкая профилированная часть пилястры также называется раскреповкой.

Окна и двери могут служить для украшения фасада. Их располагают в одиночку или группами. По форме окна бывают прямоугольными, полуциркульными, круглыми, овальными. Полуциркульные двери и окна часто располагают рядом, образуя аркаду. Аркада — это ряд повторяющихся одинаковых проемов, перекрытых арками. Для оформления окон и дверей применяют наличники, карнизы, контрналичники, сандрики. Под окнами и на крыше делают пьедесталы, балюстрады. Окна и двери могут быть оформлены полным или неполным архитектурным ордером.

Рис. 1. Архитектурные детали здания: 1 – рустованная лопатка, 2 – ниша, 3 – статуя, 4 – русты, 5 – лестница6 – двери, 7 – пилястры, 8 – окно, 9 – цоколь, 10 – филенки, 11 – лобовой карниз, 12 – балюстрада, 13 – акротеры (вазы», 14 – аттик, 15 – поле фронтона, 16 – фронтон, 17 – аркада, 18 – раскреповки

Стены часто завершают парапетами и аттиками. Парапет возвышается на 70—100 см над крышей и служит одновременно ограждением и украшением. Парапет бывает в виде сплошной стенки или отдельных столбов-балясин, которые образуют балюстраду. Аттик представляет собой стенку с цоколем и карнизом. Поле или стенку аттика обрабатывают филенками. На стенках иногда делают буквы или надписи. Верхние части стен часто делают треугольной формы. Образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами треугольник называется фронтоном. Стена между этими карнизами называется полем фронтона.

На углах и вершине фронтона или на столбах балюстрады ставят украшения треугольной формы — акротеры, вазы, статуи, треножники.

Прямолинейные профили

Рис. 2. Архитектурные обломы: 1 — полочка, 2 — пояс, 3 — плинт, 4 — слезник, 5 — вал, 6 — прямой четвертной вал, 7 — обратный четвертной вал, 8 — выкружка, 9 — прямая четвертная выкружка, 10 — обратная четвертная выкружка, 11 — прямой сложный вал, 12 — обратный сложный вал, 13 — прямая сложная выкружка, 14 — обратная сложная выкружка, 15 — прямой каблучок, 16 — обратный каблучок, 17 — прямой гусек, 18 — обратный гусек

Рис. 3. Карниз из архитектурных обломов: 1,3 — полочка, 2 — гусек, 4, 6 — каблучки, 5 — слезник, 7,9— четвертные валы, 8, 10 — полки

Потолки и своды в больших помещениях украшают квадратными, прямоугольными, круглыми, многогранными углублениями — кессонами. Кессоны разделяются между собой гладкими дорожками или тягами.

В местах соединения потолка и стен выполняют тяги, или карнизы, из набора архитектурных обломов. Архитектурные обломы (рис. 2) по очертанию профиля бывают прямолинейные и криволинейные. Они образуются из прямолинейных простых криволинейных и сложных криволинейных профилей. Из сочетания простых обломов получаются сложные обломы, например астрагал, представляющий собой валик с полочкой. Из обломов составляют архитектурные профили тяг на карнизах (рис. 3), ордерах, капителях.

Лопатки — узкие вертикальные полосы, проходящие по стенам. Они бывают гладкими или рустованными. По стенам фасада часто устраивают пояски-тяги тупого профиля, располагая их на уровне междуэтажных перекрытий, создавая горизонтальное членение стен. В некоторых случаях отдельные части фасада делают слегка выступающими. Выступы оформляют тягами или профилируют, образуя раскреповки. Узкая профилированная часть пилястры также называется раскреповкой. Разделка раскреповки штукатурным способом требует мастерства и длительного времени. Гораздо проще и быстрее выполнить раскреповку лепным способом. Такую работу могут выполнять мастера не очень высокой квалификации.

Окна и двери располагают в одиночку или группами. По форме окна бывают прямоугольными, полуциркульными, круглыми, овальными и т. д. Полуциркульные двери 6 и окна часто располагают рядом, образуя аркаду — ряд повторяющихся одинаковых проемов, перекрытых арками. Для оформления окон и дверей применяют наличники, карнизы, контрналичники, сандрики (нависающие, выступающие). Под окнами и на крыше делают пьедесталы, балюстрады . Балюстрада — это ограждение, состоящее из балясин. Окна и двери могут быть оформлены полным или неполным архитектурным ордером.

Часто на стенах здания устраивают балконы или лоджии. Балкон — это площадка открытого типа, огражденная перилами, часто состоящими из балясин. Балконы опираются на консоли или колонны, а иногда просто на столбы. Лоджия бывает или вделанной внутрь дома, и ее огражденная открытая часть находится на одном уровне со стенами, или выдвинутой из-за плоскости стен, т. е. как балконы с одной открытой стороной. Вход на балкон и лоджию — из помещения.

Бывают и эркеры наподобие утепленных балконов, они увеличивают жилую площадь и соответственно утеплены.

Стены вверху часто завершают парапетами или аттиками. Парапет возвышается на 70—100 см над крышей и служит одновременно ограждением и украшением. Парапет может быть сплошной стенкой или состоящей из балясин, которые образуют балюстраду. Аттик представляет собой стенку с цоколем и карнизом. Поле или стенку аттика обрабатывают филенками. На стенках иногда делают буквы, или надписи, или лепные украшения. Верхнюю часть стен часто делают треугольной формы. Образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами треугольник называется фронтоном 16. Стена между этими карнизами называется полем фронтона.

На углах и вершине фронтона или на столбах балюстрады ставят украшения треугольной формы — акротеры, вазы, статуи, треножники.

Раньше на фасадах зданий очень часто делали маски, кронштейны, картуши и другие архитектурные детали. Особенно широко применяли колонны тосканского, дорического, ионического, коринфского и сложного ордеров. Капители некоторых колонн вытягивали или выполняли лепным способом.

Лепные украшения выполняли не только на фасадах, но и внутри помещений, на карнизах, потолках и т. д.

Потолки и своды в больших помещениях украшают квадратными, прямоугольными, многогранными, круглыми углублениями, называемыми кессонами. Кессоны разделяются между собой гладкими дорожками, или тягами.

В местах соединения потолка и стен выполняют карнизы — тяги разного размера, состоящие их архитектурных обломов. Часто в карнизах специально оставляют места, в которых затем монтируют ионики или другой орнамент, выполняемый лепщиками.

Широко распространенных лепных изделий насчитывается около 70.

В лепных работах чаще всего используют изделия с простым, средней сложности и сложным рисунком или орнаментом: ионики, витые валики, вьюнки, тростники, веревочки, вязки из дубовых, лавровых и других листьев, редкие и частые бусы, горох, шишки, акантовые листья, триглифы, венки, гирлянды, розетки всевозможной формы с простым и сложным рисунком, капители, базы, балясины, поручни, тетивы, вазы, модульоны, кронштейны, маски, гербы, картуши, эмблемы, вентиляционные решетки и т. д.

Модели для таких изделий могут быть только вытянутыми (одни тяги), вытянутыми с лепным рисунком или полностью лепными. Модели бывают глиняные, пластилиновые, гипсовые, деревянные и другие.

Штукатурные работы - Архитектурные детали зданий и их отделка

Архитектурные элементы фасада здания в картинках: фото и видео!

Архитектурные элементы фасада имеют не только практическое функциональное назначение, но и служат для оформления здания, придавая ему эстетически завершенный внешний вид. Продуманное сочетание элементов декора способно кардинально преобразить дом, подчеркнув его достоинства и скрыв возможные недостатки. Архитектура – это гармоничный союз науки градостроения и искусства, с интересной многовековой историей. Именно ей мы обязаны быть благодарными за такое многообразие существующих сегодня красивых и оригинальных фасадных элементов.

Данная статья познакомит вас с основными видами архитектурных элементов фасада, а также с особенностями и характеристиками материалов, из которых они изготавливаются.

Архитектурные элементы фасада

Основные виды архитектурных элементов фасада здания

В настоящее время в калейдоскопе декоративных и функциональных элементов отделки фасада, человек несведущий легко может запутаться. Балюстрады, пилястры, фрески, барельефы… Все это разнообразие дизайнерских решений, созданное мастерами прошлого и современности, на первый взгляд, кажется загадочным и непонятным. Однако мы постараемся внести ясность в понимание данного вопроса и ознакомим вас с основными архитектурными терминами и понятиями подробнее.

Колонна — один из древнейших архитектурных элементов

Колонна представляет собой столб, как правило, цилиндрической формы. Она может быть каменной, мраморной, металлической, деревянной и даже изготавливаться из искусственно созданных материалов. Изначально, в архитектурном деле колонны использовались для обеспечения опоры антаблементам и аркам. В наше время зачастую выполняют роль исключительно декоративного элемента фасадного оформления без функциональной нагрузки.

Колонна, как правило, состоит из трех основных частей:

  • Нижнего основания, также известного как «база», на которую давит вся масса, поддерживаемая колонной. Деталь необязательная, архитектуры некоторых стилей ее не используют.
  • Тела колонны, называемого стволом и являющегося основной ее частью. Иногда украшается каннелюрами, специальными вертикальными либо горизонтальными желобами.
  • Верхнего основания колонны, именуемое капителью, которая, как и база, предназначена для лучшего распределения нагрузки на колонну. В некоторых случаях может отсутствовать.

Элементы колонны

Цены на готовые гипсовые колоны и декоры

Гипсовые колоны и декоры

Колонны могут похвастаться наличием своеобразных «родственников» в сфере строительства и архитектуры, известные под названием «полуколонны» и «пилястры». Пилястры являют собой, по сути, частично выдающиеся из плоскости фасада здания колонны. Они бывают самых разнообразных видов:

  • Прямоугольной формы
  • Округлые
  • Сложной пучкообразной либо иной формы

Полуколонны, в свою очередь, являются подвидом округлых пилястров, которые выдаются вперед из стены здания наполовину либо на три четверти своей толщины.

Пилястры и колонны

Карниз здания – это выдающийся вперед элемент внешнего оформления фасадов, который разделяет стену с крышей, либо визуально делит плоскости стен на части по параллельным линиям горизонтально земле.

Карниз крыши дома

Фронтоном называют архитектурный элемент треугольной (реже полукруглой) формы, границы которого по бокам обозначены двумя скатами крыши, а снизу очерчены  карнизом.

Карниз с фронтоном, расположенный над проемом двери либо нишей в стене здания носит название сандрика.

Фронтон

Слово «балясина» имеет греческие корни и на языке оригинала буквально означает «цветок граната». В архитектуре зачастую используется для дизайнерского оформления балконов, лоджий и террас. Представляет собой аккуратный ряд столбиков, напоминающих миниатюрные колонны. Функциональным назначением балясины является поддержка перил различных ограждений. Как и в случае с колоннами, столбики балясины могут дополнительно украшаться различными декоративными элементами.

Виды балясины

Барельеф – один из древнейших архитектурных элементов. Он представляет собой выпуклое скульптурное изображение, которое не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью стены фасада. Функциональной нагрузки не несет, применяется исключительно в качестве дизайнерского решения. Горельефы от барельефов отличаются тем, что могут выступать над уровнем стены более, чем на 50% своей толщины.

Барельеф в форме грифона

Фрески – это живописные изображения, создаваемые непосредственно на внутренней либо внешней поверхности стен здания. Как правило, для оформления фасадов домов применяются редко. Однако существуют и исключения. Современные технологии, в которых для создания наружных фресок используется армированная сетка и цветные отделочные составы на основе полимеров, позволяют создавать изображения полностью устойчивые к внешнему погодному воздействию.

Фреска на фасаде дома

Консоли – это опорные элементы, применяемые для обеспечения механической поддержки различным выступающим элементам фасада, таким как карнизы и балконы. Внешне могут представлять собой скульптуру и довольно часто используются также для реализации оригинальных дизайнерских решений в архитектурном оформлении зданий.

Различные варианты консолей, созданных парижскими архитекторами

Балкон представляет собой огражденную площадку, которая выступает из стены фасада здания и поддерживается балками либо консолью.

Балкон, поддерживаемый оригинальной консолью в форме орла

Материалы для изготовления элементов фасадного декора

Сразу оговоримся, что в строительстве при отделке фасадов зданий применяют множество материалов различного типа. Мы же рассмотрим только те, которые имеют наибольшую популярность и часто используются на практике.

Гипс и гипсовая лепнина

Несмотря на наполненность строительного рынка различными современными аналогами, гипсовая лепнина и сегодня остается одним из популярнейших стройматериалов. Ее применяют не только для дизайнерского оформления фасадов, но и задействуют при внутренних отделочных работах.

Особенности:

Главным преимуществом гипса является природность его происхождения и экологическая чистота.

Гипс пластичен и с его помощью без особых усилий можно создавать изысканные и сложные архитектурные формы.

Изготовление лепнины с помощью готовых форм возможно производить своими руками прямо в процессе строительства.

К сожалению, гипсовые элементы имеют довольно значительный вес, который следует учитывать во время отделки. Массивную лепнину допустимо размещать лишь на прочных фасадах, оборудованных качественным фундаментом. Кроме того, значительный вес гипсовых изделий требует использования дополнительной техники, что приводит к удорожанию отделочных работ. Да и сами по себе декоративные элементы из такого материала стоят довольно дорого.

Элемент фасадного декора из гипса

Цены на различные виды гипсовых материалов

Гипсовая лепнина

Бетон, как и гипс, в исходном состоянии обладает значительной пластичностью, позволяющей создавать на его основе весьма оригинальные архитектурные формы. Однако данный материал тоже весьма массивен, что приводит к появлению множества дополнительных неудобств во время отделочных работ.

Современный фасад, отделанный бетоном

Впрочем, современная промышленность позволила решить данную проблему, предоставив нам искусственно созданные аналоги: стеклофибробетон и полимербетон. Первый представляет собой пронизанный стекловолокном состав из сухих строительных смесей, имеющих цементную основу. В состав полимербетона, в свою очередь, входят размельченные натуральные стройматериалы с добавлением смол: песок, кварцевая мука, гранитная крошка. Таким образом эти два материала имеют в значительной степени меньший удельный вес, сохраняя при этом свою прочность.

Декор из стеклофибербетона легко может быть покрашен в любой цвет еще на этапе производства, посредством добавления красителя в его состав. Материал этот отличается высочайшей прочностью, выдерживает воздействие атмосферных осадков и ему не страшны резкие перепады температур. К механическим повреждениям стеклофибербетон также устойчив в большей степени, чем бетон обычный. Практически теми же полезными качествами может похвастаться и полимербетон.

Монолитный бетонный фасад с оригинальной отделкой

Цены на цемент и основы смесей

Цемент и основы смесей

Оба этих материала относятся к классу газонаполненных пластмасс, и, на первый взгляд, очень похожи между собой. Однако на практике их функциональные возможности во многом различны. Для более удобного сравнения рассмотрим таблицу:

ПенополистиролПенополиуретан
Экологическая чистота
При нагреве свыше 60 градусов выделяет химикат под названием фенолУстойчив к температурному воздействию, сохраняет структуру и свойства при нагреве до 180 градусов включительно, не выделяя токсинов
Пожарная безопасность
Довольно легко воспламеняется. В процессе горения распадается на части, что способствует быстрому распространению пламени.Не является горючим материалом.
Срок службы
Пенополистирол сохраняет свою функциональность не более 15 лет, проявляя заметное снижение характеристик уже после 10 лет использования. Способен оседать и сжиматься, меняя свою форму, что приводит к искажению фасадной геометрии.Долговечен, невосприимчив к ультрафиолету, способен прослужить дольше несущих элементов конструкции дома. В течение всего периода эксплуатации не теряет своей функциональности, сохраняя изначальные характеристики.
Удобство и простота монтажных работ
Хрупкость материала приводит к тому, что архитектурные элементы из пенополистерола часто ломаются при монтаже.

В процессе монтажа требует использования специально предназначенных для данного материала клеящих составов.

Обладает более высокой прочностью. Прекрасно закрепляется посредством различных универсальных строительных составов.
Устойчивость к атмосферным воздействиям
Повышенная влажность может привести к образованию грибка и плесени на поверхности элементов отделки. Способен впитывать влагу, что при резких падениях температуры приводит к ее замерзанию и последующему разрушению материала.Обладает влагоотталкивающими качествами, что препятствует образованию плесени и преждевременному разрушению отделочного материала.

Очевидно, что пенополиуретан для внешних отделочных работ подходит лучше пенополистирола. Именно поэтому последний находит свое применение, как правило, в процессе внутренней декоративной отделки.

Монтаж фасадного декора

Работа с различными материалами и фасадными элементами имеет свою специфику и ее лучше доверить профессионалам. Однако, в случае с пенополиуретановыми и пенополистироловыми материалами, особые навыки вам не потребуются. Монтаж элементов такого типа вполне можно выполнить самостоятельно. Ниже мы рассмотрим подробную инструкцию по фасадному оформлению здания, которая позволит вам разобраться в общих принципах проведения финальных отделочных работ.

Этап №1. Распределение комплектов фасадного декора
Упакованные в стрейч комплекты деталей внешнего оформления фасадов в обязательном порядке подписывают и распределяют по узлам и элементам здания, согласно с заданным в архитектурном проекте планом. Поэтому, в первую очередь, рассортируйте каждый из наборов по окнам и прочим участкам фасада дома.
Этап №2. Предварительно распределите части каждого комплекта
Все элементы фасадного оформления имеют с обратной стороны артикул с наименованием. Ваша задача состоит в том, чтобы, ориентируясь на монтажную схему (дизайнерский проект), разобраться куда какая деталь должна быть в дальнейшем помещена и аккуратно разложить их по порядку на земле.
Этап №3. Выполните разметку элементных стыков на фасаде и подгонку деталей
Сначала с помощью маркера либо карандаша сделайте на фасаде отметки в местах расположения будущих соединений. Выполняя разметку помните о том, что стыки, в той или иной степени, будут заметны, поэтому их размещение обязательно должно быть симметричным. В качестве инструмента для порезки и подгонки элементов по размерам прекрасно подойдет острый нож либо ножовка с мелкими зубцами на полотне. Осуществите нарезку согласно предварительно сделанной разметке, учитывая при этом промежутки для стыков.

Совет. Оставшиеся отходы не стоит сразу выбрасывать в мусор, они могут вам пригодиться при дальнейшей работе.

Этап №4 Монтаж крепежа (мультишипов)
Вдоль периметра окна (либо иного монтируемого элемента) прикрепите мультишипы, выдерживая шаг порядка 50 сантиметров. Задача этого крепежа - обеспечение надежной фиксации деталей на время высыхания клея. Помните о том, что продолговатые детали должны крепиться не менее чем на трех шипах. Даже для самых мелких частей декора следует предусмотреть минимум одну точку фиксации.
Этап №5 Предварительная примерка
Этот шаг нужен для того, чтобы подготовиться к сборке фасадного элемента и убедиться в корректности проведенной ранее подгонки деталей. Оденьте части декора на соответствующие им мультишипы по выполненной разметке, учитывая толщину швов используя плиточные крестики. Осуществлять «сухую» примерку рекомендуется в направлении снизу вверх.

Если все выглядит хорошо, - приступаем к следующему этапу.

Этап №6 Обработка деталей клеем
Предварительно сняв собранный фасадный элемент с шипов, приготовьте специальный клеящий состав по прилагающейся инструкции. Гребенчатым шпателем равномерно нанесите готовый клей по всей обратной стороне и на торцах стыков монтируемой детали.
Этап №7 Сборка и монтаж фасадного элемента
Снизу вверх, как в случае «сухой» примерки, насадите части на соответствующие им мультишипы. Для получения идеально ровных стыков используйте плиточные крестики. Уберите в местах соединения лишний клей, оставив свободное место глубиной 0,5 см для акрилового герметика. Дождавшись полного высыхания клеящего состава, обработайте стыки герметиком.

Видео — инструкция по монтажу фасадного декора

Вот и все. Процесс монтажа полностью завершен и остается лишь с удовольствием наблюдать результаты нашего кропотливого труда. Теперь, руководствуясь нашей инструкцией, вы спокойно сможете произвести многие фасадные работы самостоятельно. Надеюсь, мы смогли раскрыть для вас некоторые секреты строительного искусства и помогли углубить ваши здания в вопросе классификации и особенностей монтажа архитектурных элементов фасада.


Смотрите также