Акустическая отделка студии звукозаписи


Материалы для акустической отделки студии звукозаписи

В этом посте речь пойдет о материалах для акустической отделки звукозаписывающей студии. Конечно, мебель и ее расположение в комнате играют ощутимую роль в акустики помещения. Однако одной мебелью добиться хороших результатов все же не удастся. Помимо всего этого необходимо будет надлежащим образом оформить стены, потолок и пол. Все это тоже будет влиять на качество акустики. 

В этом посте я расскажу, какими материалами следует оформлять потолок и пол, дабы сократить количество отражений до нуля и не допустить возникновение стоячих волн, о которых говорилось ранее. Мы рассмотрим с вами несколько материалов разной ценовой категории, и, разумеется, разной степени эффективности. Итак, давайте приступим!

Дешевые и менее качественные материалы

Яичные лотки

Первым материалом у нас будут яичные лотки. :) Конечно, далеко не самый эффективный материал, но зато самый дешевый. Я бы даже сказал бесплатный. Яичные лотки на самом деле звук не поглощают. Они его рассеивают. Таким образом, эффективность от такого материала совсем небольшая. Однако в любом случае это лучше, чем просто голая стена.

Шторы

Следующий материал для акустического оформления студии — это шторы. Это уже более эффективный материал, чем яичные лотки, но гораздо менее удобный. К тому же по соотношению цены и качества он, пожалуй, наихудший. Учитывайте, что помимо штор вам также нужно позаботиться о приобретении багетов, на которые эти шторы следует вешать. Это тоже не дешево. Также оба материала (шторы и яичные лотки) могут прибавить кое какие трудности по их расположению. Я говорю это к тому, что нам помимо собственного звукопоглощения нужно одновременно препятствовать возникновению стоячих волн.

Вот, как раз в случае со шторами и яичными лотками я, по крайней мере, могу с трудом представить, как с их помощью удастся избежать параллели между противоположными стенами. То есть, каким образом придется крепить к стенам яичные лотки и шторы так, чтобы противоположные стены не были параллельными. Это все же является главным минусом этих двух материалов.

Кавролин

Следующий материал — это кавролин. Вот этот материал заметно более эффективный, нежели два предыдущих. Кавролин — это довольно хороший акустический материал для домашней студии. К тому же он не слишком уж и дорогой. Если у вас в комнате уже есть ковры на стенах или на полу, то ни в коем случае не следует от них избавляться. Но если ковров у вас нет, тогда кавролин или ковры можно будет приобрести в магазине. Что касается выбора кавролина, то тут есть два простых совета:

  • выбирать кавролин лучше из натуральных материалов. Конечно, это будет стоить дороже, но у такого кавролина заметно будут наилучшие акустические характеристики.
  • выбирать кавролин с наиболее длинным, рыхлым и равномерно не уложенным ворсом. За счет этого такой материал будет обладать достаточно лучшими звукопоглощающими свойствами по сравнению с коротковорсным.

Поролон

Следующий материал — это поролон. Этот материал уже близок к специализированным  акустическим материалам. Поролон обладает прекрасными звукопоглощающими свойствами и к тому же он не слишком дорогой. Такой материал бывает самых разных форм, размеров и цветов. При выборе поролона главным образом стоит отдать предпочтение не гладким плитам, а фигурным (рисунок ниже).

В принципе гладкие плиты тоже неплохи, но все же фигурные лучше, так как будет исключена параллельность между поверхностями. Такие фигурные плиты  в виде яичных лотков или пирамидок уже относятся к специальным акустическим материалам, которые можно приобрести в специализированных магазинах. То есть это тот же поролон, только наиболее эффективный.

Специализированные акустические материалы

Помимо перечисленных материалов, остаются только специализированные акустические материалы. Конечно, их приобретение для акустического оформления студии пусть и самый дорогой, но наиболее эффективный вариант. Специальные материалы на то и предназначены, для создания качественных акустических характеристик, а не для красоты, уюта или хранения яиц.

Благо, сейчас существует немалый выбор всех подобных материалов для самых разных целей. Это всевозможные плиты из древесного волокна, различные пенополиуретановые плиты, специальный акустический поролон, различные акустические ткани и тому подобное. Конечно, все эти и многие другие специальные материалы стоят не дешево. Поэтому, прежде чем их покупать, нужно взвесить все за и против. К тому же, дорогостоящие материалы, расположенные в комнате как попало, это совершенно неразумная трата денег.

Поэтому подумайте, если вы готовы тратить деньги на покупку качественных специальных материалов, то тогда, может стоит заказать акустическое проектирование? Заказ акустического проектирования поможет вам избавиться от многих проблем. То есть придут специалисты, сами подберут вам необходимые материалы и грамотно их применят конкретно к вашему помещению. Но я хочу сказать, что речь идет о домашней студии, и поэтому в подробностях рассматривать заказы акустического проектирования мы не будем. Вот мы с вами и рассмотрели самые главные материалы для акустической отделки студии звукозаписи.

(331 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Сказать спасибо кнопками ниже:

muzrock.com

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии | Блог | Клуб DNS

Опубликовано: месяц назад

Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.

Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.

Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.

У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.

Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.

В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.

Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.

Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.

Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.

В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».

Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Высокие и средние частоты

Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.

Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.

Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.

Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.

Низкие частоты

Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.

Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.

Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.

Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.

 

Запись вокала

Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.

Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.

Запись акустических инструментов

Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.

Прослушивание музыки

Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.

Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.

Сведение музыки

Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.

Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.

club.dns-shop.ru

Акустика студии: как обеспечить идеальное качество звучания

Акустика студий различного назначения основывается на основном принципе отсутствия жёстких связей внутренних ограждений помещения с основными конструкциями здания. Именно эти связи являются проводниками внешних шумов внутрь помещения.

Какими бывают студии

Эти помещения предназначены для донесения до слуха человека чётких речевых и музыкальных звуков. Условия акустики зависят от предназначения помещения. Как правило, это студии:

  • телевизионные;
  • дикторские;
  • студии звукозаписи;
  • студия в квартире.

Телевизионные студии

Проектирование телестудий имеет свою специфику. Звукоизоляцию ограждений выполняют с помощью облицовки стен и потолка акустическими панелями или рулонными звукопоглощающими материалами.

Внутреннюю поверхность ограждений не закрывают одним и тем же материалом. Каждое звукопоглощающее покрытие рассчитано на глушение определённого диапазона звуковых частот. Пористые изделия (плиты Акмигран) «работают» в области высоких частот, листы ППГЗ (плиты перфорированные, гипсокартонные, звукопоглощающие) справляются со звуками средней частоты. Басовые ловушки гасят звуки низких частот. Чтобы охватить широкий диапазон часто, стены и потолок облицовывают разными материалами.

Устройство акустики ТВ студии

  1. На стенах и потолке монтируют опорный каркас из деревянного бруса, пропитанного противопожарным средством — антипиреном.
  2. В зависимости от площади помещения и акустического расчёта, глубина каркаса составляет от 50 до 100 мм.
  3. На высоте 1 — 1,2 м от пола к каркасу крепят технологические панели толщиной не более 20 мм. Это могут быть асбоцементные плиты либо аналогичный материал. Между панелями и стенами размещают кабельные коммуникации.
  4. Выше устанавливают перемежающие полосы из листов СШГ (сухая штукатурка гипсовая) и ППГЗ.
  5. Пространство между облицовкой и стенами заполняют матами из минеральной ваты.
  6. Также минеральную вату вкладывают в проёмы потолочного каркаса.
  7. Затем потолочный каркас закрывают плитами Акмигран.
  8. В студии не должны присутствовать окна или установлены многослойные стеклопакеты с хорошей звукоизоляцией. Акустическая дверь должна быть достаточно толстой, с прокладкой из звукоизолирующего материала.

В каждом случае могут быть выбраны различные виды материалов и способы их монтажа, однако основной принцип звукоизоляции помещения должен быть соблюдён.

Дикторские студии

Такие помещения называют радиостудиями, иногда объединяющиеся в целые радиодома. На стадии проектирования выбирают помещения определённого пропорционального сочетания габаритных размеров комнаты. Высота потолка влияет на ровное распределение собственных частот. Это важно для звуков низкой частоты.

При соотношении габаритных размеров 1 : 1 : 1 (форма помещения в виде куба), спектр собственных частот будет самым неравномерным, вызывающим тембральные искажения (бубнящее звучание голоса диктора). Бытует мнение среди специалистов, что идеальным соотношением габаритных размеров должна быть пропорция: 1,9 : 1,6 : 6,1.

Статья в тему:  Как и чем сделать шумоизоляцию в монолитном доме

Устройство акустики дикторской студии

Акустическое решение дикторской студии выполняют в двух вариантах: «в дереве» и «в гипсе».

1 вариант
  1. На стенах и потолке устанавливают деревянный каркас из бруса, сечением 50×50 мм.
  2. В проёмы обрешётки стен и потолка вкладывают маты из минеральной ваты.
  3. На высоте 1 м от пола по периметру стен устанавливают технологические панели из ДСП.
  4. Всю обрешётку с минеральной ватой закрывают полотном из стеклоткани.
  5. Затем на стенах поверх стеклоткани устанавливают чередующиеся полосы из гладкой фанеры и декоративного покрытия из деревянных реек, сечением 20×20 мм и с шагом 30 мм.
  6. По каркасу потолка устанавливают в шахматном порядке квадратные листы или перемежающие полосы из гладкой и перфорированной фанеры. Перфорацию выполняют отверстиями ø 10 мм с шагом 20 мм.
  7. Все деревянные профили, фанеру с тыльной стороны пропитывают огнезащитными составами.
  8. Поверхность акустической конструкции окрашивают в нужный цвет.
2 вариант

В отличие от предыдущего варианта, вместо гладкой фанеры используют листы сухой гипсовой штукатурки (СГШ). Вместо перфорированных листов фанеры применяют листы ППГЗ. Размещение фрагментов облицовки определяют акустическим расчётом.

В помещениях, площадью менее 12 м² лучше дикторскую студию не устраивать. При таком малом объёме комнаты очень трудно избежать искажений типа «бубнящего голоса» даже при соблюдении всех правил установки акустических конструкций. Специалисты рекомендуют использовать помещения площадью не менее 20 м2.

Студии звукозаписи

На стадии проектирования музыкальных студий не берут на вооружение плоские облицовочные звукопоглощающие конструкции. Акустическое оформление студий звукозаписи зависит от конкретной направленности требований к акустическим качествам помещений.

  • Внутренняя акустическая обстановка в студии не должна нарушаться проникновением внешних звуковых волн. Следовательно, нужно построить комнату в комнате, которая не могла бы жёстко соприкасаться с ограждающими конструкциями основного помещения.
  • На стенах устанавливают звукоизолирующие плиты ЭхоКор, Соноплат или другие звукоизолирующие панели, которые потом закрывают слоем штукатурки. На основание пола стелют плиты типа Акуфлекс. Затем их покрывают слоем цементно-песчаного раствора, формируя стяжку пола.
  • После этого переходят к формированию самого акустического модуля — помещения для исполнителей. Акустическая облицовка во многом зависит от габаритов и формы зала. Основное правило построения модуля — площадь помещения не должна быть менее 20 м2.

При оформлении внутренних поверхностей студии применяют объёмные модульные конструкции в форме пирамид, призм и другой геометрии. Популярные материалы для акустической отделки помещения звукозаписи — Викакустик, Мэписил, диффузор Хеопс, Джиптон, Кнауф Акустика, диффузор Баррель, диффузор Шредера и Экофон.

Способ крепления конструкций значительно влияет на эффективность акустики, а относ покрытия от ограждений — на показатели звукопоглощения. Чем больше зазор, тем выше эффективность звукоизоляции.

Эффективна звукоизоляция панелями из акустического поролона. На стены и потолок наклеивают поролоновые панели с рельефной поверхностью. Акустический поролон, воспринимая звуковые волны, начинает колебаться и поглощать энергию звука. Рельеф внешней поверхности панелей делают выпуклым — в виде пирамид, волн и другой формы.

Статья в тему:  Как сделать шумоизоляцию в квартире под натяжной потолок

Также устанавливают угловые поролоновые конструкции — басовые ловушки. Продукцию выпускают различной формы и цветовой гаммы, что делает привлекательным интерьер музыкальной студии.

Студия в квартире

Насыщение рынка доступной электромузыкальной аппаратурой вызывает у многих молодых людей желание заняться творчеством, не покидая своего жилища. Для того чтобы оборудовать домашнюю студию звукозаписи, нужно придерживаться выполнения ряда требований:

  • максимальная звукоизоляция комнаты должна не пропускать звуковые волны в соседние квартиры, иначе затея не обретёт реальности;
  • создание акустических условий, не вызывающих искажения звучания голоса и электроинструментов;
  • обустройство студии не должно быть чрезмерно затратным.

Пример создания акустики в домашней студии звукозаписи
  1. В оконный проём вставляют 4 — слойный стеклопакет.
  2. Устанавливают дверное полотно с встроенной звукоизолирующей панелью либо другой конструкции.
  3. Пол, потолок и стены покрывают листами резины. Для этого можно использовать конвейерную ленту. Резиновая прокладка создаёт эффект «комнаты в комнате». Это напоминает принцип детской игрушки — матрёшки, только вместо воздушной прослойки укладывают виброизоляционный материал.
  4. По всей поверхности устанавливают деревянную обрешётку из бруса 40×40 мм.
  5. Проёмы каркаса заполняют матами из минеральной ваты. Маты предварительно оборачивают полиэтиленовой плёнкой, швы проклеивают скотчем.
  6. Заполненные проёмы вертикального каркаса закрывают звукопоглощающими панелями типа ЭхоКор, Кнауф Акустик или др.
  7. На потолочную обрешётку устанавливают перфорированные панели Акмигран или конструкции аналогичного класса.
  8. На пол укладывают звукоизолирующие плиты, предназначенные для звукоизоляции перекрытий. Поверх звукоизоляции устраивают цементно-песчаную стяжку.

В некоторых случаях применяют только звукоизолирующий раствор. Звукоизоляционную штукатурку и стяжку готовят из специальных сухих смесей. В продаже имеется широкий ассортимент таких марок, как Церезит, Соно Плаза, Вермикулит и др. Индекс звукоизоляции — от 20 до 33 дБ.

Вариантов для обустройства акустики звукозаписывающих домашних студий существует множество. Какой из них выбрать — это дело хозяина жилища.

Заключение

Чтобы получить желаемые условия акустики в студии, не стоит заниматься этим самостоятельно. Нужно обратиться в специализированное предприятие. Работники фирмы проведут обследование состояния помещения, предложат проектное решение формирования интерьера студии, материалы для отделки. Само же предприятие выполнит работы по акустической отделке, установят басовые ловушки и акустические экраны. Помимо этого, фирма возьмёт на себя гарантийные обязательства.

shumniy.ru

Как сделать домашнюю студию для звукозаписи своими руками

  • 12 марта
  • 4303
  • Павел Новиков
Прежде чем мы окунемся в искусство домашних студий, я сделаю акцент на слове «домашняя». «Домашняя» студия нужна для записи и сведения демо-записей. Безусловно, работы, созданные в таких условиях, едва ли смогут потягаться с продукцией больших студий с отличным аналоговым оборудованием и подготовленными акустическими условиями. Зачем же тогда нужны домашние студии? Чтобы композитор или звукорежиссер мог сделать демо-запись хорошего качества, не тратя при этом много денег. Обычно советы по сборке домашней студии начинаются сразу с выбора микрофона, однако правильность звучания вашей акустической системы напрямую зависит от выбора рабочего места.

Рабочее место

Зачастую люди выбирают место для домашней студии по внешнему виду, что, к сожалению, в корне неверно. Конечно, в небольших квартирах, где обычно и создают домашние студии, места крайне мало и выбирать особо не приходится, но следуя простым правилам акустики, можно добиться оптимальных результатов.

Схема организации рабочего места Многие, например, думают организовать студию даже на балконе. К сожалению, этот вариант плох, так как балконы в современных домах крайне малы по меркам оптимальных акустических условий. Не менее важно, что окна также наверняка плохо звукоизолированы, а это значит, что помимо вашего микса вы будете постоянно слышать проезжающие мимо машины или крики детей. Конечно, относится это не только к балкону, но и всем комнатам с окнами: постарайтесь расположить рабочее место там, где уровень постороннего шума будет минимальным. К примеру, комната прямоугольного типа с небольшим хорошо звукоизолированным окном или без него вполне подойдет. Расположение стола, где будут находиться громкоговорители, можно запросто просчитать с помощью акустического калькулятора. Вам предстоит лишь ввести размеры своей комнаты и калькулятор автоматически рассчитает остальные значения, вроде расстояния между стулом и столом, громкоговорителями и задней стеной и так далее. К примеру, с помощью этого калькулятора можно просчитать отпимальные значения относительно вашей комнаты в случае расположения рабочего места вдоль короткой стены прямоугольного помещения.

Домашняя студия: оборудование

Компьютер

Фото: rawpixel.com Выбор операционной системы — исключительно ваше решение. Кому-то удобнее работать на Windows, кому-то — на Mac OS. Единственный совет, который можно дать относительно выбора вашей «рабочей лошадки», — не пренебрегайте объемом оперативной памяти (RAM).

Аудиоинтерфейс

Аудиоинтерфейс (звуковая карта) — связующее звено между всеми «hardware»-элементами «домашней» студии. Вот несколько неплохих моделей. Focusrite Scarlett 2i2 — один из самых популярных вариантов на домашних студиях. Дело в том, что эта звуковая карта подключается по USB и имеет неплохие усилители. Также аудиоинтерфейс не занимает много места.

Focusrite Scarlett 2i2 / Фото: Focusrite Звуковые карты для домашней студии вряд ли потребуют больше двух входов и выходов. В доступной ценовой категории также аудиоинтерфейс Mackie Onyx Blackjack.

Mackie Onyx Blackjack / Фото: Mackie

Из категории более профессиональных звуковых карт можно выделить Universal Audio Apollo Twin Mk II (фото с сайта) и Native Instruments KOMPLETE AUDIO 6. У этих аудиоинтерфейсов отличные преобразователи аналогового сигнала в цифровой и наоборот. Они позволяют подключить сразу две пары студийных мониторов, благодаря дополнительным выходам.

Universal Audio Apollo Twin Mk II / Фото: Universal Audio

Native Instruments KOMPLETE AUDIO 6 / Фото: Native Instruments GmbH

Громкоговорители Громкоговорители (студийные мониторы) — очень важный контрольный элемент вашей студии, так что им точно не стоит пренебрегать. Лучше всего сначала послушать их своими ушами. Не поленитесь доехать до офлайн-магазина, где вы сможете изучить референсные аудиотреки и неспеша определиться с покупкой. Вот несколько бюджетных моделей студийных мониторов для дома.

RK Rokit 5 как раз отлично подойдут под работу дома. Многие считают, что стоит приобрести модели Rokit 6 или даже 8, однако мощности этих моделей будут скорее превышать нужный вам уровень. Также неплохим вариантом будут студийные мониторы Mackie CR3. Они очень удобны для работы с демо-записями. Не менее полезны выходы AUX и mini-Jack прямо на лицевой панели одного из мониторов. Это позволяет подключить смартфон или любой другой источник звука напрямую для предварительного прослушивания, а mini-Jack выход можно использовать в качестве линейки дополнительного мониторинга.  

KRK Rokit 5 G3/ Фото: KRK Systems

Mackie CR3 / Фото: Mackie

Расположение АС

Расположение АС Не менее важно расположение акустической системы. По результатам рассчетов вы уже знаете, где лучше расположить ваши громкоговорители на рабочем столе. Геометрически правильно было бы расположить мониторы так, чтобы получился равносторонний треугольник.

Акустическая отделка

Конечно, постройка полноценной студии с двойными дверьми и «плавающим» полом — не наш случай, так что сперва определимся с целью хоть какой-либо акустической отделки помещения. Выбранное помещение едва ли будет соответствовать оптимальным реверберационным характеристикам, а значит при работе вы будете слышать не только нужный вам сигнал, но и значительные отражение от стен, потолка и так далее. Это акустическое свойство помещения называется реверберацией. Цель акустической отделки заключается в хотя бы частичном подготовлении помещения к работе. Это значит, что нам предстоит выяснить местоположения площадок ранних отражений и заглушить их. В этом нам поможет очередной акустический калькулятор. Как и в предыдущих случаях, вам нужно указать размеры вашего помещения и уже выбранного расположения стола, стула и так далее. Важно, что здесь также присутствуют формы для заполнения относительно размеров громкоговорителя.

Акустическая отделка / Фото:  Primacoustic  Материалы для акустической отделки — звукопоглощающие плиты из пенополиуретана мапписил, также известного как акустический поролон. В углах также рекомендуется разместить басовые ловушки для поглощения лишних низких частот, возникающих в помещении. Чтобы верно калибровать вашу АС, вы также можете воспользоваться бесплатным софтом Room EQ Wizard. Единственный нюанс, — вам понадобится измерительный микрофон для точного фиксирования звука в помещении. Обычный микрофон, который мы сейчас выберем, не подойдет для точных измерительных целей. Акустические панели бывают разной формы. Все из-за разного коэффициента звукового поглощения. К примеру, поролон типа «пирамида» поглощает скорее высокие частоты, когда «панели» стремятся к более-менее равномерному поглощению. 

Акустические панели / Фото: GIK Acoustics Если же у вас нет средств на акустические панели, вы вполне можете на первое время использовать домашние вещи, вроде книжных шкафов и ковров – они также поглощают звуковую энергию. Более того, наверняка каждый из вас слышал о звукозаписывающих студиях из яичных лотков или штор. Такое также возможно, однако имейте в виду, что коэффициенты не идут ни в какое сравнение с профессиональными материалами. Андрей Смирнов тщательно изучил этот вопрос и даже составил сравнительный график коэффициентов звукопоглощения яичными лотками и бархатными шторами.

Микрофон

Процесс выбора микрофона подобен выбору громкоговорителей. Лучше всего самому «один раз услышать», чем изучить миллион форумов и остаться ни с чем. Особенно важно услышать записи самому, если вы планируете записывать свой голос.

Микрофоны типа Октава МК-319 и Audio Technica 2020 вполне подойдут для начинающих, так как они имеют довольно ровную амплитудно-частотную характеристику. Это поможет записать почти любой звук без особых усилий. Также, если вы только начинаете свой «звуковой» путь и еще не уверены, какой микрофон выбрать, — обратите внимание на Behringer C-1, который несмотря на небольшую цену выдает открытый и прозрачный звук, который подойдет для домашних записей. 

Oktava MK-319 / Фото: Oktava; Audio-Technica 2020/ Фото: Audio-Technic; Rode NT2-A / Фото: Rode; Neumann TLM 102 / Фото: Neumann

Если же вы уже знакомы с оборудованием для звукозаписи и уверены, что вам нужно что-то с большим функционалом, взгляните на серию NT от Rode. Конденсаторный микрофон RODE NT2-A подойдет не только для домашних записей, но и придет на помощь в работе на любой студии. Возможность переключения диаграммы направленности позволит вам работать с разными источниками звука.

Для любителей классики также есть варианты. Если вы решили заняться домашней студией серьезно, то вы можете приобрести проверенный многими специалистами микрофон модели TLM-102 от Neumann. 

С микрофоном также желательно приобрести поп-фильтр, который защитит вас от «взрывных согласных» при записи.

Rockdale MS18P / Фото: Rockdale

Наушники

Sony MDR-7506 / Фото: Sony

Несмотря на наличие неплохих студийных мониторов, не стоит забывать про наушники, которые также помогут вам при записи и сведении. Модель Sony MDR-7506 широко используется как среди новичков, так и среди профессионалов. Высокий спрос вызван довольно ровным тональным балансом и комфортабельностью за счет виниловых амбушюров. Если же бюджет не позволяет выделить такую сумму на наушники, обратите внимание на Behringer HPS5000 и AKG K52. Эти модели также могут помочь вам в работе.

MIDI-контроллер

Если вы планируете писать музыку, то вам непременно понадобится клавишный миди-контроллер. Вот несколько удобных моделей.

Alesis V25/ Фото: Alesis

Akai MPK Mini / Фото: Akai

M-Audio Keystation 61 / Фото: M-Audio

Коммутация

Не забывайте также выбирать качественные коммутационные кабели и аксессуары типа микрофонных стоек, ведь иначе полезный сигнал будет смешиваться с посторонними наводками и «скрипами», что негативно повлияет на вашу работу. 

Домашняя студия: софт

Не забывайте также и про выбор секвенсера. Все программы для работы со звуком так или иначе похожи, однако каждый находит свою любимую, в которой и работает на протяжении карьеры. Вот несколько основных программ, с которыми стоит начать знакомство:

  • Pro Tools
  • Cubase
  • Logic Pro X (только для MAC OS) 
  • Ableton Live
  • Sonar
  • Audition
Фото: Andrew Welch Иметь домашнюю студию для музыканта, композитора или звукорежиссера крайне важно, ведь огромное количество отличных идей приходят в голову совершенно внезапно и нет ничего лучше, чем зафиксировать их в хорошем качестве, прежде чем приступить к полноценной работе в профессиональной студии. Обложка: Oleg Ivanov

Популярное Обзоры

Верный кастинг — важнейшая составная успеха фильма. Собрали субъективный топ случаев, когда авторы промахивались с выбором актеров и посмотрели, чем оборачивались такие ошибки: не тот Бэтмен, Робин Гуд, Александр Македонский и другие. А на ваш взгляд актеры каких фильмов были не в своей тарелке?

Слова

Где искать вдохновение, как выстроить общую цветовую палитру сериала и легко ли работать с винтажными вещами: рассказывает художник по костюмам сериала «Шифр» и заведующая кафедрой сценического костюма Школы-студии МХАТ Регина Хомская

Практика

Комедия Александра Серого «Джентльмены удачи», снятая в 1971 году — один из самых успешных фильмов за всю историю советского кинематографа. Рассказываем о том, кто и как снимал «Джентльменов»

Обзоры

Продолжаем наш гид по истории отечественного кино. В этот раз разбираем вторую половину советской эпохи: от оттепели и «новой волны» до кооперативного кино и некрореализма

Практика

Разбираемся, как создавался мир фэнтезийного мини-сериала от Amazon, где помимо человека существуют народы разных волшебных рас

tvkinoradio.ru

Акустическая подготовка домашних студий

15.07.2016

Можно ли в самой обычной квартире обустроить студию? Очень популярный вопрос, на который мы постараемся развернуто ответить в нашей статье.

Вы начинающий музыкант, у вас есть оборудование и вы хотите в своей комнате устроить небольшую студию для записи/сведения своих шедевров. Само собой, вы не хотите перестраивать комнату, ведь вы в ней живёте. Но и текущее звучание вас не устраивает. Если это вам знакомо, то эта статья для вас.

Мы не будем говорить об отличиях звукоизоляции и звукопоглощения, о строительстве специализированных помещений, спектрах излучения, отражения и тому подобном. Сегодня поговорим о том, как в самой обычной квартире и без серьезных вложений получить приемлемое качество звучания.

Для начала определим несколько моментов:

1. Наши советы НЕ для профессионалов — у них совсем другие реалии.  2. Вы НИКОГДА не получите дома звук, который можно получить в специализированных, акустически-подготовленных помещениях.

3. Без минимальных вложений обойтись вряд ли получится.

Итак. Есть два варианта решения нашей задачи:

1. «Мёртвая акустика».

2. «Живая акустика».

Проще всего сделать из комнаты некое подобие бункера, обложившись подушками, одеялами, поролоном и тому подобной защитой. В таком варианте мы гарантированно получаем так называемую комнату с «мёртвой акустикой», где нет (или минимум) отражений.

Плюсы:

• Нет отражений? Значит, их нужно/можно сделать! А сделать их можно любыми! Читайте о формировании отражений ниже в статье.

• Вы не мешаете соседям, и самих соседей вы тоже не услышите.

Минусы: • В связи с тем, что отражений нет, голос (инструменты) будут звучать очень сухо и не интересно, будут «мертвыми». Это несколько осложняет первоначальную работу над миксом. • Необходимо иметь представление о том, какой звук характерен для каждого инструмента, иметь хотя бы начальные знания о формировании отражений.

• Комнату после такого оснащения вряд ли можно будет назвать жилой :)

Если вы не хотите получить а-та-та от мамы/жены/подруги за превращение комнаты в нежилое помещение, то этот вариант не для вас. И мы переходим ко второму варианту: комнате с «живой» акустикой.

Прежде всего нужно понять, что человеческое ухо привыкло слышать звучание не сухим/прямым, а с характерными ему отражениями. Для эксперимента можете просто поговорить в ладонь. Звучание голоса будет бубнящим, резковатым, непривычным. Отражения могут быть полезными и красивыми, создающими мягкое, воздушное звучание, а могут быть и неприятными, от которых хочется избавиться. Маленькая комната в квартире создает некрасивые отражения/переотражения, с которыми мы и будем бороться.

«Что же делать?» — спросите вы.

Для начала нужно определиться с расположением акустических систем. И в этом нам помогут несколько несложных правил:

• Если фазоинвертор находится сзади, отдаляем его от стены на расстояние 0,5 м, а еще лучше 1 м. Это позволит нам минимизировать «гудение» на низких частотах. • Если фазоинвертор расположен на передней стороне, держим те же самые полметра от стены. • Также необходимо понимать, что звук от акустических систем должен «бить» не в голую стену. Ковер, открытые книжные полки, акустический поролон отлично подходят для этих целей. • Необходимо исключить направление излучателей акустических систем на зеркала, окна, полки со стеклянными дверцами.

Разберемся с некоторыми моментами относительно установки акустических систем.

Во-первых, желательно поднять акустические системы до уровня ушей. Говоря правильно, нужно добиться такого расположения АС, чтобы ось излучения совпадала с уровнем/положением уха. На практике поступают проще. Определяется место, где вы будете сидеть, и измеряется высота до уровня уха — это несложно сделать обычной рулеткой.

Далее АС располагается на необходимой высоте, а твитер (высокочастотный излучатель) направляется в ухо с соответствующей стороны. В итоге звук направляется в определенную точку.

Во-вторых, стены на уровне головы/плеч необходимо, как ранее уже говорилось, закрыть ковром или поролоном, дабы избежать отражения и переотражения на верхних частотах. С низкими частотами без серьезных вложений ничего сделать, к сожалению, не получится.

Лайфхак от POP-MUSIC: эксперименты с расположением акустических систем и панелей удобнее проводить при наличии лазерной указки.

А теперь давайте обсудим особенности отделки акустическим поролоном.

• Ошибочно предполагать, что если вы закрыли стены «пирамидками», то все стало хорошо. Скорее всего, вы переглушите комнату, и в ней будет некомфортно работать. Большие площади лучше закрывать листами примерно 50 х 50 см в шахматном порядке.  • Однако, чтобы уменьшить затраты, лучшим вариантом будет определение оптимальной точки расположения акустических панелей. Если не углубляться в подробности и сложные измерения (мы ведь не строим профессиональную студию), то такими точками являются углы комнаты, а также места прямого попадания излучения АС. Вот их-то и нужно «прикрыть». 

• Стоит понимать, что применительно к нашей теме «пирамидка» совершенно не отличается от «волны». В нашем случае имеет значение только совокупная толщина самого поролона, а какой он по форме, совершенно не важно. Комбинируя разные виды акустических панелей, можно реализовывать самые смелые дизайнерские идеи, вписывая элементы в имеющееся пространство.

 

Вариант акустической отделки помещения

Важно понимать, что поролон хорошо работает только на достаточно высоких частотах, поэтому, если есть проблемы по низким, необходимо задуматься о применении так называемых «басовых ловушек». Чтобы не городить лишнего в комнате, можно расставить по углам шкафы с книгами или одеждой. Не нужно отказываться и от применения панелей на потолке; панели, короба с минеральной ватой отлично вписываются в дизайн, особенно в сочетании с различными светильниками. Это все избавляет от проблем «неприкрытого» бетонного потолка, являющегося довольно большой отражающей поверхностью.

Вариант акустического оформления потолка

Нельзя не отметить акустические экраны для микрофонов, прочно вошедшие в домашние и project-студии. Устанавливая их на стойку вместе с микрофоном, можно получить отличный результат в акустически неподготовленных помещениях. Среди преимуществ таких экранов в первую очередь хотелось бы отметить мобильность. Некоторые модели довольно компактны и их смело можно брать с собой.

 

SE Electronics SPACE

При выборе акустического экрана нужно отдавать предпочтение многослойным конструкциям на жесткой раме. В этом случае можно надеяться на равномерную АЧХ при записи. Простейшие акустические экраны можно изготовить самому — достаточно взять лист поролона и закрепить его на импровизированной раме полукругом за микрофоном. Однако хотелось бы напомнить, что в таком варианте мы получим довольно сильную неравномерность АЧХ.

  Вариант самодельного акустического экрана

Подведем итоги

Правильная расстановка мебели дает неплохой результат по низким частотам. Дополнив акустическое оформление панелями из поролона либо каркасными конструкциями из минеральной ваты с обрешеткой, можно минимизировать резонансы и получить вполне приемлемое звучание в обычной квартире. Акустический экран для микрофона поможет решить проблему более локально.

Таким образом, можно без глобальной перестройки комнаты обеспечить вполне приемлемое рабочее пространство, позволяющее не отвлекаться на бьющие в уши резонансы.

Успехов в работе.

Автор статьи Сафронов Альберт, компания POP-MUSIC

pop-music.ru

Как делать акустическую отделку студии звукозаписи.

Roger D`Arcy, THE BOOK «Акустические проекты Recording Architecture» .

Акустическая отделка студии включает в себя набор различных материалов, элементов и их комбинаций, применяемый при внутренней обработке студии, необходимый для создания требуемых характеристик звукового поля. В контрольных комнатах акустическая обработка в совокупности с правильным выбором геометрии помещения применяется для создания равномерно распределенного, сбалансированного частотного отклика в как можно более широком спектральном диапазоне. При обработке, как в больших, так и в малых студийных зонах важно не переглушить звук, сделав его «мертвым». Основная задача – соблюсти акустический баланс во всем слышимом диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.

В этих целях, а также из-за сравнительно большой длины звуковой волны на низких частотах, рекомендуется использовать не только пористые поглотители, но и абсорберы, работающие по другим принципам. Пористые поглотители эффективны в том случае, когда молекулы воздуха движутся в волне звукового давления (компонент скорости), и когда длина этой волны не превышает более чем в 4 раза толщину поглотителя.  Например, на 400 Гц длина волны составляет 850 мм, поэтому толщина поглотителя должна быть не менее ¼ от этого, то есть не менее 200 мм. Из-за того, что воздух не движется на границе раздела сред, 100 мм поглотитель относят и закрепляют на расстоянии 100 мм. от стены/потолка. Подобное применение пористых абсорберов весьма практично, и получило широкое распространение.  

Абсорбция/диффузия при помощи решетчатых конструкций. 

Методика установки деревянных планок с различными воздушными промежутками между ними известна давно. Зазоры между планками должны повторяться и составлять 5 мм, 8 мм и 10 мм. Монтаж производится на деревянный каркас, внутрь которого проложена акустическая пена или минеральная вата. Данная конструкция поглощает звук по принципу резонатора Гельмгольца, обладает рассеивающим свойствами в области 1 кГц и, что достаточно важно, отражает звуковые волны на высоких частотах, помогая таким образом соблюсти требуемый акустический баланс. Обычно, дифракторы этого типа устанавливаются на тыловой стене либо подвешиваются на потолок в центре контрольной комнаты студии, и, помимо прочего, позволяют формировать волновое поле рассеянного звука. Делая глубину воздушного зазора позади дифракционной решетки различной, можно добиться расширения рабочего диапазона  частот, поглощаемых конструкцией. 

Мембранное звукопоглощение.

Одной из самых важных методик работы со звуком в контрольной комнате студии является поглощение низких частот при помощи мембран. Будучи чувствительной к давлению, мембрана за счет своих вязкоупругих свойств, преобразует часть звуковой энергии в колебательные движения и поглощает ее. Мембранное поглощение абсолютно не зависит от длины волны. Максимумы звукового давления наблюдаются в углах помещения,  таким образом, именно там следует размещать абсорберы мембранного типа. Сама мембрана должна обладать значительной массой и жесткостью для того чтобы накапливать энергию давления звуковой волны, и, в то же время, быть достаточно эластичной, для того чтобы совершать колебательные движения, и рассеивать накопленную энергию в виде тепла.  

Все указанные характеристики будут соблюдены, если изготовить герметичную камеру прямоугольной формы и поместить ее непосредственно за мембраной. Получится конструкция, похожая на прямоугольный односторонний барабан. Внутрь следует проложить пористый поглотитель типа минеральной ваты или акустической пены, и поместить все устройство на стене или потолке помещения.

Как указывалось ранее, данный  поглотитель не зависит длины волны, поэтому при толщине всего 150 … 200 мм он эффективно работает в низкочастотной области спектра. Также важно, что он не вносит избыточное поглощение высоких частот, что неизбежно произошло бы при использовании его пористого аналога.

Звукопоглощение с помощью перфорированных конструкций. 

Традиционные звукопоглощающие элементы и конструкции, используемые в студиях различного назначения, обычно затягиваются звукопрозрачной тканью. Это делает их похожими одна на другую, и не дает особого пространства для дизайнерской мысли. В этом плане перфорированные панели оставляют значительно больший простор для творчества и позволяют не прятать акустическую начинку за тканью, а наоборот показывать ее. Перфорированная панель обеспечивает значительную диффузию средних и высоких частот, кроме того, сами отверстия выступают в роли поглотителя Гельмгольца, и работают в средней и низкочастотной области спектра. Если на заднюю часть панели закрепить акустическую пену и поместить всю конструкцию на некотором удалении от стены, то эффективность диффузора увеличится, а спектральный диапазон расширится. Данные устройства также не вносят избыточного поглощения высоких частот, свойственного стандартным пористым абсорберам. 

В студийных помещениях очень важно соблюсти акустический баланс в широкой полосе частот. Стандартные методы акустической обработки с использованием пористых поглотителей на основе минеральной ваты или акустической пены разной толщины и плотности просто не позволяют этого сделать, так как в принципе не способны справиться с задачами низкочастотного поглощения. При снижении частоты длина волны звукового давления неизбежно возрастает, достигая уже на 100 Герцах расстояния в 3,4 метра. В точке, соответствующей ¼ длины волны, где скорость движущихся молекул воздуха начинает позволять пористое поглощение, толщина абсорбера становится слишком велика и непрактична. Также возникает диспропорция, связанная с избыточным поглощением высоких частот наряду с недостаточным поглощением низких. Таким образом, комбинация мембранных, пористых и перфорированных акустических материалов абсолютно необходима для достижения верного акустического баланса в студии. 

Пятьдесят на пятьдесят (50/50)

Очень эффективна акустическая обработка стен или потолков методом «шахматной доски». Вначале монтируется отстоящий на 100 мм от стены деревянный каркас из бруса сечением 50 мм х 100 мм и полностью прокладывается акустической пеной толщиной 100 мм. Решетка каркаса имеет ячейку 600 мм х 600 мм. Затем половина ячеек в шахматном порядке закрывается перфорированными листами из ДВП. Диаметр перфорации 3 мм, шаг 38 мм, толщина ДВП 3 … 4 мм (обращаем ваше внимание, что данная плита не является аналогом имеющихся в продаже листов ППГЗ). Таким образом, формируется конструкция, работающая как поглотитель Гельмгольца. В сочетании с равномерно распределенными звукоотражающими площадками ДВП и поглощающими свойствами пористой акустической пены, эта конструкция прекрасно работает в широком диапазоне частот, и в частности, особенно эффективна в вокальных комнатах, а также в помещениях для записи и прослушивания музыкальных инструментов, где требуется сдержанная, «сухая» акустика. Кроме того, устраняется крайне нежелательный эффект «ватного» безэхового помещения на высоких частотах, в то время как на средних и низких комната перенасыщена отражениями. 

Трансформируемая акустика. 

Для записи разных источников звука в одном и том же, чаще всего небольшом, помещении, иногда возникает потребность в изменяемой, трансформируемой акустике. Одним из самых простых решений данной задачи является применение двусторонних панелей, поглощающих с одной стороны и отражающих/рассеивающих с другой. По необходимости панели вешаются той или иной стороной на специальные крючки или петли, создающие дополнительный воздушный зазор между стеной и панелью. Даже если отражающая часть обращена лицом в комнату, тыловая все равно поглощает рассеянную энергию средних и высоких частот. Панель изготавливается из листа МДФ толщиной 12 мм … 15 мм и акустической пены 100 мм.    

По вопросам приобретения книги (на англ. языке) вы можете обратиться в Московский офис компании «Recording Architecture», компанию ASPD Архитектура и Акустика.

www.aspd.ru


Смотрите также